Родительское собрание на тему Речевая готовность ребенка к школе


Речевая готовность ребенка к школе
Цель: довести до родителей сведения о речевой готовности ребенка к школе; дать практические советы.
Наша речь – процесс общения. Поэтому речь играет большую роль в развитии ребенка. Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:
Дыхание (слайд 2).
Дыхание – это один из главных жизнедеятельных аспектов человеческого организма. Его выполняет человек постоянно, в определенном ритме. Но дыхание еще является основой устной речи. Нормальное речевое дыхание вырабатывается у ребенка параллельно с развитием речи. Речь начинается из вдыхания воздуха в легкие. Правильное дыхание обеспечивает чистоту, красоту, разнообразие оттенков человеческого голоса. Чтоб правильно и четко произносить звуки в словах, нужно правильно дышать с разной силой. Для коррекции речевого дыхания рекомендую такие упражнения: надувать шарики; дуть мыльные пузыри, вертушки; сдувать одуванчики, перышки, листья и т.д.
ІI. Подвижность артикуляционного аппарата.
Опыт подсказывает, что чаще всего причина речевых дефектов - в нарушении движений органов артикуляции. Поэтому необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделаем следующие упражнения:
1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать его. Повторить несколько раз. Слайд 3
То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой («Маятник»). Слайд 4
То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону. Слайд 5
Научите ребенка делать язык «лопаткой» (высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу). Слайд 6
Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык.
Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой». Слайд 7
Из того же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой». Слайд 8
Для губ можно рекомендовать упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. Слайд 9
Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в определенном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.
IІІ. Правильность произношения звуков. Слайд 10
Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки делает ребенок (неправильно произносит шипящие или сонорные, или свистящие). Варианты неправильного произношения звуков:
- ребенок совсем не произносит какой-либо звук (Апка вместо шапка, кААндаш вместо карандаш);
- заменяет один звук другим (Сапка вместо шапка, каЛандаш вместо карандаш);
- искажает звук (заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке: например, гортанно произносит звук Р и т.д.);
- произношение звука может быть неустойчивым (изолированно произносит звук, а в словах и самостоятельной речи отсутствует).
ІV. Умение различать звуки речи на слух. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, восприятие звуков речи окружающих и контроль над собственной речью.
Неоспоримо доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой потом подражает. Поэтому для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.
Для развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр:
Узнай предмет по звуку. Возьмите 3-5 звучащих игрушек. Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли. Слайд 11
Предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, пластмассовая игрушка и т.д.). Слайд 12
Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок отгадывает, кому подражал взрослый. Слайд 13
Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющий его (Рак, Рыба, голова, коРыто и т.д.). Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р. Слайд 14
Разновидность этой игры – определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).
Более сложная форма – игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук. Слайд 15
Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнения 4; 5; 6. Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами. (Если ребенок затрудняется выполнить задание, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале).
Еще более сложной для ребенка формой звукового анализа является сопоставление двух звуков близких по звучанию или артикуляции: С – З, П – Б, Ш – Ж, Ц – С и т.д.
Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяет.
Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком.
Проводите упражнения и игры 1 – 2 раза в день по 10 – 15 минут. Добивайтесь тщательного и сознательного выполнения упражнений.
V. Развитие мелкой моторики рук. Слайд 16-21
Очень важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Это не только поможет при овладении письмом, но и улучшит его речь. Ведь в наших пальцах находятся все нервные окончания, которые подают импульс к коре головного мозга, где находятся речевые центры.
Моторику рук можно развивать с помощью специальных упражнений – пальчиковая гимнастика; можно застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать обувь, соединять детали конструктора, рисовать, лепить, работать с бумагой (оригами, разрезание бумаги), складывать пазлы, собирать мозаику.
Самый лучший и доступный материал, который поможет ребенку развить мелкую моторику рук – устное народное творчество. Давайте вспомним всеми позабытые потешки: «Сорока - ворона», «Пальчик, где ты был?», «Пеку, пеку хлеб» и т.д. Эти потешки не только развивают мелкую моторику рук. При проговаривании их, включается интеллектуальная, эмоционально-волевая и физическая сферы. Между прочим чтение или прослушивание фольклорных произведений, проговаривание их вместе со взрослыми развивают фонематический слух, формируют умение осмысливать и повторять услышанное, выполнять определенные действия. Ребенок развивается не только умственно, но и физически.
Интересные и понятные малышам потешки, коротенькие песенки или стихотворения юмористического характера заставляют детей повторять слова потешек, выполнять определенные действия. Благодаря этому развивается и исправляется не только речь, а и моторика рук. У ребенка изменяется эмоциональное состояние, он становится внимательным, радуется тому, что с ним общаются. Манипуляции руками, пальцами, головой, ногами помогают понять строение своего тела, ориентироваться в нем.
VI. Словарный запас. Слайд 22-37
Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи…).
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
- название предметов, относящихся к различным группам (известные ему цветы, деревья, виды транспорта…);
- нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
- подбор признаков и название по признакам предмета (кислый, желтый - лимон);
- подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…); кто чем занимается: повар …, ученик …;
- подбор предметов к действию: лает …, мяукает …; квакает…
- подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;
- подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой;
- проверка понимание ребенком фразеологизмов: золотое сердце, злой язык, короткая память и т.д.
Ребенок к четырем годам обычно овладевает грамматической системой словоизменения (сад, сады, саду …), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы).Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли.
Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
- назови один (глаза, уши …);
- назови много (нос, лоб, ухо …);
- закончи словосочетания: три помидора, пять …; одна конфета, шесть … и т.д.
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаем следующие задания:
- подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …; маленькая куколка, а большая …;
- закончи предложения: Весной картошку сажают, а осенью … Воду наливают, а соль …
- назови детенышей: у медведицы - …; у коровы - …; у кошки - …;
- образуй прилагательные: кораблик из бумаги - …; шуба из меха -…

VII. Связная речь. Слайд 38-39
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Ребенок должен отвечать на вопрос полным ответом – предложением. Для овладения связной речью родителям необходимо больше разговаривать с ребенком, вызывать у него желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных событиях его жизни, учить внимательно слушать. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Все предложенные способы проверки речи доступны для родителей. Они помогут избежать многих проблем при подготовки ребенка к школе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Не повторяйте за ребенком его неправильное звукопроизношение.
- Помните, что ребенку нужно слышать правильную речь взрослых.
- Приучайте детей к употреблению слов согласно литературной нормы.
- Приобщайте к складыванию стихотворений, считалок.
- Заучивайте стихотворения, потешки.
- Внимательно относитесь к вопросам вашего ребенка.
- Ваши ответы должны быть четкими, доступными, понятными для ребенка.
- Каждое непонятное слово объясняйте или посмотрите в словаре в присутствии ребенка.
- Используйте каждую свободную минутку для общения с ребенком.
Слайд 40-42
И помните, что ребенок – это зеркало жизни своих родителей.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
Бородич А.М. Методика развития речи у детей. – М.: Просвещение,1994.
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 1998.
Гризлик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет.: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Просвещение, 2004.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение,1991.
Макаренко А.С. Книга для родителей. – Саратовское книжное издательство, 1953.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988.
Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору//Дошкольное воспитание, 2007.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи (Логопедическая тетрадь), С-Петербург, 1999.