Технологическая карта урока по литературному чтению А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс)


Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс А. С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» (с. 90–101)
Цель деятельности учителя Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно и выборочно, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним.
Метапредметные:
познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу;
коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: владеют умениями сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
– Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
II. Актуализация знаний Предлагает послушать и оценить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения А. С. Пушкина.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
– Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно Читают стихи наизусть.
Выполняют задания Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
IV. Работа по теме урока – Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Словарная работа проводится по ходу чтения.
– Назовите главных героев сказки.
– Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
(На доске карточки со словами: старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость.)
– Почему вы так считаете?
– Докажите словами из текста.
(На доске даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях.)
– Рассмотрите данные рисунки.
– Везде ли море одинаково? Почему?
– Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?
– Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю? – Зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор, сказочный герой – золотая рыбка, «жили тридцать лет и три года» – магическое число лет, чудеса (рыбка го-ворит).
Отвечают на вопросы V. Закрепление знаний и способов действий – А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
– Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
– Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
– Зачитайте, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
– Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.
– Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы. Подумайте и измените текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.
1. Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.
2. Не всё золотая рыбка, что блестит.
3. Мала золотая рыбка, да дорога.
– Объясните смысл каждой пословицы.
– Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
Анализ ответов учащихся Выполняют задания.
У каждого ученика нарисованная рыбка.
Прикрепляют рыбок на рисунок, изображающий море Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: осуществляют контроль.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения
VI. Итоги урока.
Рефлексия – С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор?
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
– За что бы вы себя похвалили сегодня? Отвечают на вопросы Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: оценивают деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету
Домашнее задание Выразительное чтение, с. 90–101 Задают уточняющие вопросы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу