Конспект урока по литературному чтению А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»


Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.
А. С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений передавать содержание и определять основную мысль произведения, характеризовать героев
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно и выборочно, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: владеют умениями сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-2-klass-tema-aspushkin-skazka-o-rybake-i-rybke
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, раскраски, книги.
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения
(универсальные учебные
действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
– Здравствуйте! Какое у вас настроение? Покажите его с помощью цветных карточек. Я очень рада, что вы выбрали яркие и сочные цвета. Надеюсь, что к концу урока ваше настроение будет еще лучше. Проверим готовность к уроку. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания.
2.Речевая разминка Предлагает послушать и оценить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения А. С. Пушкина. «Вот север, тучи нагоняя…» или «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
– Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно Читают стихи наизусть.
Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка учебной задачи Формулирует тему и учебные задачи урока
-Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Внимательно слушают Фронтальная IV. Работа по теме урока 1.Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. Анализ сказочных примет.
3. Характеристика героев – персонажей сказки.
3. Работа с иллюстрациями. -Посмотрите мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке», обратите внимание на сказочные приметы этого произведения.
(Словарная работа проводится по ходу просмотра: невод, простофиля, корыто, землянка, тесовые вороты, столбовая дворянка, душегрейка, кичка, чупрун, белены объелась, царские палаты, пряник печатный, была на посылках.)
– Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
– Назовите главных героев сказки.
– Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
(На экране слова: старик, старуха, доброта, скромность, послушание, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость.)
– Почему вы так считаете?
– Докажите словами из текста.
(На экране даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях.)
– Рассмотрите данные рисунки.
– Везде ли море одинаково? Почему?
– Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?
– Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю? Смотрят мультфильм.
– Зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор, сказочный герой – золотая рыбка, «жили тридцать лет и три года» – магическое число лет, чудеса (рыбка го-ворит).
Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Устные ответы, выполненные задания
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Творческая работа.
Раскрашивание рыбок, загадывание желаний
2. Работа с послови-цами с. 100
3. Чтение отрывков из сказки – А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
– Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
– Ребята, вы раскрасили свою золотую рыбку, не простую, а волшебную. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
– Зачитайте, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
– Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.

– Объясните смысл пословиц. Что их объединяет?
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Ненасытному все мало.
Кто малым недоволен, тот большого не достоин.
– Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
Анализ ответов учащихся Выполняют задания.
У каждого ученика раскрашенная рыбка.
Прикрепляют рыбок на рисунок, изображающий море Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: осуществляют контроль.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения Устные ответы
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Беседа. Выставление оценок – С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор?
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
– За что бы вы себя похвалили сегодня? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: оценивают деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Выразительное чтение, с. 90–101 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу