Конспект урока по литературному чтению для второго класса Сказка о рыбаке и рыбке


Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент. - Здравствуйте! Меня зовут Ксения Олеговна, и сегодня я проведу урок литературного чтения.
С добрым утром Начат день. Первым деломГоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать! Приветствуют учителя.
Личностные: действие самоопределения,
желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные: организация рабочего места
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.2.Актуализация знаний. Формулировка темы и задач урока. - На какие две группы делятся все известные вам сказки?
- Чем авторская сказка отличается от народной?
-Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
Какому автору они принадлежат?
-Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.
Составьте из этих слов название сказки, которую мы будем сегодня читать. (на слайде)
«рыбаке о рыбке и Сказка»
Сказки бывают народные, а бывают авторские.
-Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
А.С. Пушкину.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. - Я хочу вам предложить вот такую прекрасную выставку книг. (Презентация).
-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?
-Давайте их перечислим: -А какой сказки на выставке не хватает?
- Молодцы! Это «Сказка о рыбаке и рыбке»
А кто смотрел мультфильм по этой сказке?
Сейчас мы эту сказку прочитаем и насладиться волшебным языком А.С. Пушкина.
Задачи урока:
-прочитать сказку;
-охарактеризовать героев сказки;
-разложить последовательность событий.- Можно ли по названию определить, о каких главных героях пойдёт речь в сказке?
- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
6 из них одну не закончил.
1
2.«Сказка о царе Салтане…»
3.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4.«Сказка о золотом петушке»
5.«Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе»
Читают опорные слова и определяют название сказки, которую будем читать на уроке.
О золотой рыбке.
4. Чтение и анализ. Чтение 1 части. Слайд.
- При чтении 1 части нам встретятся следующие слова.( слова на слайде без лексического значения).
Прочитайте слова. Значения каких слов вы можете объяснить?
Словарная работа
Ветхая землянка . Найдите значение этого слова на стр. 157. Прочитайте. Объясните.
Невод - сеть рыболовная. Картинка.
Откуп – плата.
Простофиля - глупый, несообразительный человек.
Комбинированное чтение. Учитель - ученик.
Вопросы после прочтения.
Что вы узнали у старике и старухе?
Сколько раз закидывал невод старик? С чем пришел первый невод? Прочитайте.
С чем пришел второй невод? Прочитайте.
С чем пришел третий невод? Прочитайте.
Почему старик удивился, увидев рыбку? Прочитайте.
О чем просила рыбка старика? Почему старик отпустил рыбку? Как это его характеризует?
- Как отнеслась старуха к рассказу старика? Как она его называет? Почему?
На доске картинки с желаниями старухи в неправильном порядке.
Выбрать, что пожелала старуха.
2 часть.
Комбинированное чтение. Учитель - ученик.
В процессе чтения словарная работа:
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода. Слайд.
-Что заметил старик в этот раз на море?
Почему старуха была недовольна подарком?
На доске картинки с желаниями старухи в неправильном порядке.
Выберите, что пожелала старуха на этот раз. Он добрый, без корыстный.
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
6. Физкультминутка - Давайте немного отдохнем. Учащиеся выполняют физкультминутку. 7. Этап выявления специфики восприятия.
Чтение 3 части. Комбинированное чтение. Учитель - ученик.
Чтение до слов: "... хочу быть столбовою дворянкой."Прочитайте описание избы. которую подарила рыбка.
Словарная работа: светелка, тесовые вороты.
хороший подарок? (на слайде)
- Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? Прочитайте слова старухи.
Словарная работа: столбовая дворянка ( стр. 157)
Найдите среди картинок следующее пожелание старухи .- Изменилось ли море? Прочитайте.
Продолжение чтения до конца части.
Давайте перечитаем описание старухи в роли столбовой дворянки.
Прочитайте, во что одета старуха.
Словарная работа: душегрейка. кичка(стр. 157) , маковка(стр. 157), парча.
- Как ведёт себя старуха, став столбовою дворянкой? Прочитайте слова, которые это показывают.
Довольна была старуха подарком рыбки?
Что же она еще захотела?
Выберите, что пожелала старуха на этот раз.
4 часть
Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
Словарная работа: бояре, дворяне( стр.157)
- Как встретило море старика?
Какой стала старуха? Как она отнеслась к старику? Прочитайте.
А как отнесся народ к старику? Прочитайте.
Словарная работа: невежа.
А старик изменился?
Найдите и прочитайте последнее пожелание старухи.
Словарная работа: быть на посылках.
5 часть. Чтение учителем.
Почему он отправился к золотой рыбке просить сан владычицы морской для своей старухи.
- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою?
-Как повела себя сдержанная спокойная рыбка в последний раз? Прочитайте.
- Почему?
-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
- Как вы думаете, за что золотая рыбка
наказала старуху?
Весь ряд рисунков пожеланийстарухи собран в нужной последовательности.
-Какая из пословиц определяет главную мысль сказки Пушкина,? Поясните своё мнение.
Много захочешь—последнее потеряешь.
Много желать—добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Не спокойно синее море.
Грубо, невежественно.
Вольною царицей.
-Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.
Рефлексия.
-Если сегодня вы справились со всеми заданиями и вопросами, поднимите зелёный смайлик, если не со всеми заданиями и вопросами то жёлтый смайлик, и если вы не справились ни с одним заданием и не ответили ни на один вопрос поднимайте красный смайлик.
- Урок окончен, до свидания! - Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;