Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Б.М. Неменский


АДМИНИСТРАЦИЯ
АЛТАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтайская средняя общеобразовательная школа №1
имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ АСОШ № 1 _____Горожанина Л.М им. П.К.Коршунова К. Д. Мальгин
«___» _______ 2013 г. Приказ №___ «___» ____2013г
Рабочая программа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
5 (общеобразовательный) класс
на 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю: 1 (всего в год – 35 ч.).
Составил: учитель изобразительного искусства
Субботина Любовь Николаевна
Составлена в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов,
под руководством Б.М. Неменского, 2011 г.
Согласовано на заседании методической кафедры гуманитарного цикла,
протокол №____
от «____» _____2013 г.
с. Алтайское
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной области «Изобразительное искусство» составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
Федеральный базисный учебный план;
Авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.
Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю, 35 часов в год. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Цели:
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку должны освоить выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, научиться мыслить на языке данного искусства.
Формой проведения занятий по программе является урок (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видео-урок). Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля знаний учащихся:
фронтальный опрос, изо-викторины, изо-кроссворды, а также контрольные художественно-практические задания. В качестве методов диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки и викторины.
Учебно-методический комплекс.
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2012;
Неменский Б. М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
УМК Б.М. Неменского№
п\пНаименование темы Всего часов по федер. прогр. Всего часов по авт. прог. Из них
Практические работы Контрольные работы
1 Тема 1.
Древние корни народного искусства 8 8 Практические работы по темам -
2 Тема 2.
Связь времен в народном искусстве
8 8 Практические работы по темам -
3 Тема 3.
Декор – человек, общество, время 12 12 Практические работы по темам -
4 Тема 4.
Декоративное искусство в современном мире
7 7 Практические работы по темам -
Содержание тем учебного курса:
Тема 1. Древние корни народного искусства (8 ч.)
После изучения этой темы, учащиеся должны знать: древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.
Опыт творческой деятельности: использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Тема 2. Связь времён в народном искусстве. (8 ч.)
После изучения этой темы, учащиеся должны знать: истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей).
Опыт творческой деятельности: использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.
Тема 3. Декор – человек, общество, время. (12 ч.)
После изучения этой темы, учащиеся должны знать: орнамент как основу декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный), типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.
Опыт творческой деятельности: изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире. (7 ч.)
После изучения этой темы, учащиеся должны знать: современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Многообразие материалов и техник (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды т д.). Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и пр.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Опыт творческой деятельности: создание коллективной работы в материале для украшения школы. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписанные доски и т д.)
Требования к уровню подготовки учащихся:
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Формы и средства контроля:
Фронтальный опрос.
Викторины, кроссворды.
Художественно-практические задания.
Конкурсы, выставки.
Тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе
1 час в неделю (всего 35 ч.)
№ п/п
№ в теме
Дата план.
Дата факт.
Тема урока
Материально-техническое, информационно-техническое обеспечение Виды деятельности обучающихсяДревние корни народного искусства (8 ч.)
1 1 1-5.09 Древние образы
в народном искусстве. Табл. с изображением знаков - символов. Предметы ДПИ (посуда, резьба, подносы). Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
2 2 8-12.09 Декор русской избы. Слайд-фильм «Кижи» иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема. Элементы декоративного убранства русских изб. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
3 3 15-19.09 Внутренний мир русской избы. Примеры интерьеров крестьянского жилища. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
4 4 22-26.09 Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Модели прялок XVII-XVIII вв., трафареты прялок различной формы. Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только
украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
5 5 29.09-03.10 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Схемы - таблицы с мотивами орнаментов на полотенце. Вышитые полотенца. Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
6 6 06-10.10 Народный праздничный костюм. Русская праздничная одежда (иллюстрации). Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора
женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
7 7 13-17.10 Народные праздничные обряды. Кустодиев « Сельская ярмарка», В. Суриков «Взятие снежного городка». Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни,
игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,
декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
8 8 20-24.10 Народные праздничные обряды (обобщение темы). Связь времён в народном искусстве. (8 ч.)
9 1 27-31.10 Древние образы в современных народных игрушках. Плакаты: «Дымковские игрушки», «Деревянные игрушки». Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
10 2 10-14.11 Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла. Плакат с гжельской росписью, трафареты, фрагменты гжельской росписи. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
11 3 17-21.11 Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла. 12 4 24-28.11 Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла. Деревянные разделочные доски, иллюстрации с городецкой росписью. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
13 5 01-5.12 Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла. 14 6 08-12.12 Искусство Жостова.
Истоки и современное развитие промысла. Иллюстрации с жостовской росписью, фрагменты росписи, трафареты. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
15 7 15-19.12 Искусство Жостова.
Истоки и современное развитие промысла. 16 8 22-26.12 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Выставка работ учащихся. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации
выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Декор – человек, общество, время. (12 ч.)
17 1 12-16.01 Зачем людям украшения. Иллюстрации одежда и убранство людей различных стран. Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
18 2 19-23.01 Зачем людям украшения. 19 3 29-30.01 Декор и положение человека в обществе. Изображения фараонов, царицы Нефертити, маска фараона Тутанхамона.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно - прикладногоискусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
20 4 2-6.02 Декор и положение человека в обществе. 21 5 9-13.02 Декор и положение человека в обществе. 22 6 16-20.02 Одежда говорит о человеке. Иллюстрированный материал с изображением элементов костюма и орнаментов эпохи.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей
23 7 23-27.02 Одежда говорит о человеке. 24 8 02-06.03 Одежда говорит о человеке. 25 9 9-13.03 О чём рассказывают гербы и эмблемы. Плакаты с изображением герба. Схемы - таблицы с основными элементами классических гербов. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
26 10 16-20.03 О чём рассказывают гербы и эмблемы. 27 11 30.03-03.04 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Вернисаж. Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины.
28 12 06-10.04 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Декоративное искусство в современном мире. (7 ч.)
29 1 13-17.04 Современное выставочное искусство. Иллюстрации предметов декоративного искусства. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов
деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного
декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства
30 2 20-24.04 Современное выставочное искусство. 31 3 27-30.04 Современное выставочное искусство. 32 4 04-08.05 Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Иллюстрации предметов декоративного искусства. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
33 5 11-15.05 Создание декоративной работы в материале. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
34 6 18-22.05 Создание декоративной работы в материале. 35 7 25-29.05 Создание декоративной работы в материале. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:
Оценка "5"
-учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
-учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Перечень учебно-методических средств обучения:
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, М. Просвещение 2011.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.