Доклад Пути повышения профессионализма педагога


Пути повышения профессионализма педагога.
На протяжении всей деятельности педагога должна осуществляться его личностная и производственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки –практики. Педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.
По выражению Н. Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче".
По мнению К.Д Ушинского: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием»
Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов. Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Советы по организации самообразованияСамообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
•Ознакомление с новыми нормативными документами ;•Изучение учебной и научно-методической литературы;
•Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
•Изучение новых программ и педагогических технологий;
•Ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
•Повышение общекультурного уровня.
Алгоритм работы над темой самообразования
•Подбор темы
•Определение целей и задач
•Дата начала работы над темой
•Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
•Подбор источников самообразования
•Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
•название темы
•цели
•задачи
•предполагаемый результат
•этапы работы
•сроки выполнения каждого этапа
•действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
•способ демонстрации результата проделанной работы
•форма отчета по проделанной работе
Направления самообразования педагога.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
•Профессиональное (предмет преподавания)
•психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
•психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
•методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
•правовое
•эстетическое (гуманитарное)
историческое
•иностранные языки
•политическое
•информационно-компьютерные технологии
•охрана здоровья
•интересы и хобби
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые выполняет педагог . Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
•Телевидение
•Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
•Интернет
•Видео, аудио информация на различных носителях
•Платные курсы
•Семинары и конференции
•Мастер-классы
•Мероприятия по обмену опытом
•Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
•Курсы повышения квалификации
•Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
•повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )•разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
•разработка новых форм, методов и приемов обучения
•доклады, выступления
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
•создание комплектов педагогических разработок
•проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования :Самообразование педагога будет продуктивным, если:
•В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
•Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя- профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
•Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
•Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
•Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.