Педсовет Портфолио педагогов и учеников как средство повышения профессионализма учителя и формирования основных компетентностей ученика

Педсовет "Портфолио педагогов и учеников как средство повышения профессионализма учителя и формирования основных компетентностей ученика"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио.
Портфолио – (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио известно Западной Европе с XV-XVI веков – архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам наброски строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Позже термин «портфолио» использовался в профессиональной среде мира моды (портфолио фотомодели – это альбом с фотографиями).
Портфолио в сфере образования появляется в середине 80-х гг. ХХ века в США. В настоящее время идея портфолио в образовании популярна во всём мире. В конце ХХ века в России говорят о портфолио ученика, позже – о портфолио учителя. В настоящее время в России нет устоявшейся модели портфолио учителя и можно встретить в литературе самые различные его интерпретации. Накопление и систематизация документов портфолио ведётся в течение всей профессиональной деятельности педагога в системе образования. Каждый отдельный материал должен датироваться.
Цель портфолио:
Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, оценка, самооценка и представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени.
Задачи портфолио:
проанализировать и обобщить свою работу;
связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
отразить динамику профессионального развития;
представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио
диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
содержательная – раскрывает полный спектр выполненных работ;
развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
мотивационная – поощряет результаты деятельности;
рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио учителя:
аттестация на квалификационную категорию;
участие в национальном проекте «Образование», творческих конкурсах;
лицензирование, аккредитация ОУ;
систематизация деятельности учителя.
Портфолио педагога может включать в себя следующие разделы (см. Приложение 1):
1. Личные данные.
2. Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, учёные звания, степени).
3. Профессиональный статус.
4. Характеристика деятельности педагога:
4.1. Результативность (в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения)
4.2. Профессиональные действия и средства.
4.3. Отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей, их родителей.
4.4. УМК.

Более современно электронное портфолио, которое представляет собой веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Электронный портфолио учителя это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т. д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологические и др.).
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.
Для создания электронного портфолио можно воспользоваться следующими ресурсами:
http://nsportal.ru/page/bystryi-start
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Идея портфеля или папки индивидуальных достижений становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.
Для учащихся портфолио вводится с целью объективного фиксирования его индивидуальных достижений.
Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Девизом работы с портфолио ученика школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Жестких требований по ведению портфолио не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Портфолио оформляется в виде файловой папки, наполняемой документами, подтверждающими индивидуальные достижения  обучающегося. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание (см. Приложение 2).
Портфолио состоит из восьми разделов:
1. Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилию, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося).
2. Раздел «Мой портрет» включает любую информацию, которая интересна и важна для ребенка (данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах, достижения по результатам обучения в начальной школе, дополнительную информацию).
3. Раздел «Познание» включает информацию о результатах учебно-познавательной деятельности (результаты промежуточных и итоговых работ по отдельным предметам, результаты участия в олимпиадах).
4. Раздел «Творческий поиск» включает информацию о результатах деятельности творческого характера: участие в различных конкурсах, мероприятиях творческой  направленности.
5. Раздел: «Спорт-успех» включает информацию о результатах участия в спортивных, военно-прикладных и туристических конкурсах, соревнованиях и т.п.
6. Раздел: «Моя жизненная позиция» включает информацию об участии обучающихся в различных мероприятиях, носящих социально значимый характер: трудовая деятельность, социальные проекты различных уровней, волонтёрское движение, общественная деятельность, участие в школьном самоуправлении.
7. Раздел: «Исследовательская и проектная деятельность» включает информацию о результатах исследовательской и проектной деятельности: участие в учебно-практических конференциях, проектные и исследовательские работы заочных и очных конкурсов и т.д.
8. Раздел «Мои достижения» или «Портфолио документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающегося: грамоты, свидетельства, сертификаты, дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятий.

Основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен»


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание портфолио учителя

Раздел 1. Личные данные

Полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
№ телефона, факса; электронный адрес


Фамилия, имя, отчество



Год рождения



Образование


Специальность по диплому


Квалификация



Должность



Преподаваемый предмет (по тарификации или учебному плану)


Педагогический стаж



Стаж работы в данном учреждении



Год последней аттестации, категория



Наличие классного руководства



Нагрузка




Раздел 2. Образовательный ценз работника


Самообразование учителя


Тема самообразования, 20.-20уч. год



Курсы повышения квалификации


Место прохождения курсовой подготовки, год

Тема
Результат






Раздел 3. Профессиональный статус
Достижения учителя

Статус
Кем выдан
Содержание, год







Участие в конкурсах, педагогических чтениях, семинарах, методических совещаниях

Место, год проведения
Тема выступления
Результат






Распространение передового опыта (публикации)

Название, год
Публикация
Кем используется






Распространение передового опыта (презентации уроков и мероприятий)

Название урока, мероприятия
Время проведения
Кем используются материалы






Раздел 4. Характеристика деятельности педагога
4.1. Результативность
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Содержание критерия
20-20 учебный год

20-20 учебный год

20-20 учебный год
20-20 учебный год

Всего обучающихся





Успеваемость





Качество обучения






Результаты ЕГЭ, ОГЭ

Предмет
Сдавали (человек)
Средний балл в нашей школе
Средний балл в Ярославской области
Средний балл по России








Достижения учащихся

Конкурс
Год участия
Результат






4.2. Профессиональные действия и средства
Использование технологий


Название используемой технологии
Обоснование применения технологии
Результат







4.3. Отношение к профессиональной деятельности
педагогического работника детей, их родителей.

4.4. УМК.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание Портфолио ученика

1. Титульный лист
Ф.И.О. ученика_______
Класс __________
Школа ________
Период создания портфолио__________________
Ф.И.О. классного руководителя____________________________________________
Фото (по желанию)

2. «Мой портрет»
Любая информация, которая интересна и важна для ребенка (данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах, достижения по результатам обучения в начальной школе, дополнительную информацию).

3. «Познание»
3.1. Результаты промежуточных и итоговых работ по предметам.

Год/полугодие
Предмет
Уровень (высокий, повышенный, средний, низкий)
Оценка






3.2. Участие в олимпиадах

Год
Название олимпиады
Предмет
Уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
Результат  (победитель, призёр, участник)








4. «Творческий поиск»
Участие в мероприятиях и конкурсах

Год
Название конкурса
Вид деятельности
Уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
Результат  (победитель, призёр, участник)








5. «Спорт-успех»
Информация о спортивных достижениях
Год
Соревнование
Вид спорта
Уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
Результат  (победитель, призёр, участник)








6. «Моя жизненная позиция»
Информация об участии в различных мероприятиях, носящих социально значимый характер: трудовая деятельность, социальные проекты различных уровней, волонтёрское движение, общественная деятельность, участие в школьном самоуправлении.



7. «Исследовательская и проектная деятельность»

7.1. Участие в учебно-практических конференциях

Год
Название конференции
Секция
Уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
Результат  (победитель, призёр, участник)








7.2. Проектные и исследовательские работы заочных и очных конкурсов

Год
Название конкурса
Название проекта
Уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
Результат  (победитель, призёр, участник)








8. «Мои достижения» или «Портфолио документов» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающегося: грамоты, свидетельства, сертификаты, дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятий.



Параметры оценивания материалов Портфолио

Уровень/результат
Победитель
Призёр
Участник

Школьный
2  балл
1 балл
0,5 баллов

Муниципальный
3 балла
2 балла
1 балл

Региональный
4 балла
3 балла
2 балла

Всероссийский
5 баллов
4 балла
3 балла

Международный
10 баллов
8 баллов
5 баллов



Учебная деятельность оценивается как средний балл итоговых оценок по предметам.

















Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося

____________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________________________________________________________________________

Показатели
Количество баллов за год





1
Учебная деятельность


2
Достижения в олимпиадах


3
Достижения в конференциях и конкурсах


4
Спортивные достижения


5
Исследовательская и проектная деятельность


6
Участие в общественной жизни


ИТОГО:



Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио.

Дата ____________
М.п. Классный руководитель: __________________
Директор школы __________________






















Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса
МОУ СОШ № 48
за ______________учебный год


п/п
Фамилия и имя
обучающихся
Количество баллов по критериям
ИТОГО



Учебная деятельность
Достижения в олимпиадах
Достижения в конференциях и конкурсах
Спортивные достижения
Исследовательская и проектная деятельность
Участие в общественной жизни














































































































































































































































































































Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п. Классный руководитель: __________________
Директор школы __________________

15