Статья Проектная деятельность как фактор поликультурного воспитания


Проектная деятельность как фактор поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования
О.И. Яценко
В дополнительном образовании метод проекта, как метод обучения все более широко применяется как форма организации учебного процесса для совершенствования воспитательно-образовательной практики.
Проект как метод обучения, позволяет включить воспитанников в активный познавательный процесс, а педагога превращает в организатора познавательной деятельности и соучастника творческого процесса. Проект – это творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. [3]
Проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем».[2]
Метод проектов отражает меняющиеся потребностиобщества, тем самым позволяет быть востребованным социальному заказу. В основе метода лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную картину мира ориентировать на практику знаний:
- развитие способностей, мышления, формирования практических умений, навыков;
- соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни;
- развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода;
- плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагогов и детей.[1]
Педагогическим коллективом студии «Гармония» был разработан и находится в процессе реализации творческий проект«Национальная мозаика». Целью этого проекта является формирование у обучающихся чувства патриотизма и толерантности посредством приобщения детей к музыкальной культуре народов, проживающих в Хакасии. Для достижения поставленной цели коллектив педагогов ведет работу по раскрытию особенностей хакасской и русской национальной культуры, развитию эмоционального восприятия посредством народного музыкального творчества, приобщения к опыту духовно-нравственных устоев традиционной семьи. В рамках проекта были проведены такие мероприятия, как: народные календарные праздники «Осенины», Рождество, Масленица, Пасха, Чыл Пазы, Тун пайрам, Уртун тойы. А также учебно-практические занятия: «Преданья старины глубокой» - беседа с презентацией и практическим исполнением на хакасских и русских народных инструментах; занятие-путешествие «Край, в котором ты живешь»; «Композиторы, художники, поэты Хакасии» -приобщение обучающихся к истории, культуре родного края, ознакомление с легендами и былинами; «История семьи в истории страны» и др. Подготовка и проведение праздников «Кузьминки», «Калядки» и тематических учебных занятий создает духовную общность детей и взрослых. Совместная деятельность создает общее эмоциональное переживание, что сближает детей, педагогов и родителей. Как результат в ходе реализации творческих проектов, более быстрее, чем в учебном процессе дети усваивают знания учебного материала.Активизируется детское творчество. Обучающиеся узнают, что в народном творчестве концентрируется традиционный опыт поколений, произведения народного творчества формируют художественный вкус, развивают творческое начало и толерантное отношение к традициям разных народов. Приобщение детей к народным традициям является своеобразной ступенькой в постижении им многогранной культуры народа. Участвуя во всевозможных праздниках и развлечениях, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, знакомится с обычаями, обрядами, традициями. Народные обычаи, обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Помимо этого обучающиеся студии готовят доклады, учебно-исследовательские работы (история, легенды возникновения народных инструментов; народный костюм и др.), самостоятельно добывают и обрабатывают информацию. Как результат - участие и призовые места в городских детских конкурсах «Я - исследователь», где разрабатываются темы «История создания русских и хакасских инструментов» дети изучают историю народных инструментов в культуре русского и хакасского народа, создают презентации, играют на народных музыкальных инструментах. Исследуя тему «Творчество русских и хакасских композиторов», учащиеся представляют своего композитора, рассказывают о его творчестве через презентацию, высказывают свое мнение, исполняют произведения разных композиторов. Интересны детям исследовательские темы «Обрядовый праздник Ивана Купалы», «Музыка моего народа» и другие. Участие в республиканской научно-практической конференции «Диалог культур – культура диалога», где студия «Гармония» занела первое место. Все это, в конечном итоге, способствует духовно - нравственному воспитанию, толерантному отношению и содействует восстановлению связей между поколениями.
Целенаправленная работа, проводимая в студии по проекту «Национальная мозаика», способствует приобщению детей к своей национальной культуре, формированию нравственно-эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере вековых традиций народа, с учетом требований современного общества, воспитанию культуры межнационального общения, толерантности, уважения друг к другу. Работа в этом направлении поможет остановить процесс утраты национальных эстетических понятий и норм, противостоять одностороннему увлечению современной субкультурой. Эстетическое переживание при прослушивании и исполнении произведений народного фольклора дает ребенку ощущение своей связи, слитности с окружающим миром, формирует положительное отношение к людям, обществу, его духовным ценностям.

Библиографический список
1. Н.А. Беленихина, Л.А. Королева. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий. Волгоград, 2009. 199 с.
2. Т.Н. Назарова.Художественно-эстетическое воспитание в школе: структура, программы, опыт работы. Волгоград, 2009. 205 с.
3. Ю.В. Чехновская. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2013. 3 с.