Конспект занятия на тему «Украшение посуды чувашским орнаментом» декоративная лепка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Сказка» администрации города Шумерля Чувашской Республики
«Украшение посуды чувашским орнаментом»
декоративная лепка
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Красильникова Ольга Владимировна
г. Шумерля 2015 г
Цель:
приобщать детей к культуре родного края.
задачи:
учить детей украшать посуду по мотивам чувашских произведений народного искусства используя элементы растительного и заоморфного происхождения.
Закрепить навык использования стекой.
Воспитывать эмоционально – личностную отзывчивость на произведения народного прикладного искусства.
Развивать интерес к народным чувашским национальным подвижным играм на основе народного фольклора.
Формировать стремление к постижению богатства национальной культуры. Материал: демонстрационный Суднучок с керамической, деревянной посудой расписанной чувашским орнаментом ; раздаточный посуда для кукол, которую лепили дети накануне в утренние и вечерние часы: чайник, чашка, кувшин, молочник, блюдце, сахарница и др. посуда, поворотник, стека. Полоски бумаги простой карандаш для прорисовывания элементов чувашского орнамента.
Предварительная работа чтение книг, рассматривание иллюстраций, рассматривание чувашских изделий из дерева, керамики, одежды, вышивок. посещение библиотеки, краеведческого музея, посещение выставок народного творчества в доме детского творчества, посещение картинной галереи, встречи с поэтом Колчиным И.М. просмотр видео материала о приезде первого космонавта Андриана Николаева в Чувашскую Республику, поездка на его родину в музей космонавтики поселок Шоршелы Чувашской Республики.
Ход в группе получили приглашение от Плаги, посетить чувашский музей так как поступили новые экспонаты из Алатырсаого района - предметы чувашского быта. В чувашском музее нас встречает воспитатель -экскурсовод в чувашском костюме. Здравствуйте уважаемые гости мы рады вас приветствовать в музее; многое вам здесь уже знакомо. Я хочу показать вам новое поступление из Алатырского района от Анюк. Посмотрите на этот яркий, необычный предмет. Может кто-то из вас видел это у своих бабушек. Знаете ли вы, как он называется? /Сундучок/подумайте и скажите что может находится в сундучке? Дети дают предполагаемые ответы…. Да все это может вполне хранится в сундучке, но пора посмотреть что же нам прислала Анюк. Но прежде чем открыть сундучок надо слова проговорить: чок, чок, чок. чок- открывайся сундучок! Проговариваем хором и индивидуально. Посмотрите, друзья в нем находится яркая праздничная посуда. Вопросы к детям: для чего нужна посуда? Что относится к посуде? Из чего делают посуду? Вы правильно ответили. Сейчас поближе познакомимся с предметами чувашского быта.показываю кружку- эта керамическая кружка украшена чувашскими элементами. Вспомните как это можно прочитать? Прямая линия- / дети подсказывают/ это земля, правильно а волнистая линя что обозначает? / дети подсказывают/ - вода. Достаю следующий предмет утвари а это что такое? Ответ стакан, из чего он сделан? Он тоже украшен чувашским орнаментом здесь мы видим завиток. С ним мы еще не знакомились, а этот элемент нам хорошо известен, это –/ответ хором/- воробьиные лапки. Здесь еще есть необычная посуда: это ковш из таких ковшей угощают гостей Чувашской Республики, знаменитых людей по большим праздникам. В республику приезжал первый чувашский космонавт, вспомните как его звали Андриан Николаев, его угощали из такого же ковша. Президента Республики кто он? Михаил Игнатьев на празднике «Акатуй»- чувашский национальный праздник тоже угощали из такого же ковша. Посмотрите где расположен узор? Этот узор обозначает двор, зеленые и коричневые треугольники –это местность горы и овраги республики. Такая яркая. праздничная посуда украшает кухню. Создает у хозяйки праздничное настроение, радует сердце. Посмотрите повнимательнее на рисунок, мы с вами уже где-то встречали такие же узоры / в книгах, на скатерти, на салфетках в группе, на остановках в столице республики- Чебоксарах/. Используем ли мы ежедневно такую посуду при сервировке стола? Ответ детей. какие цвета чаще используют чувашские мастера для росписи изделий? Ответ детей… что обозначают цвет в чувашской росписи? Черный? - /цвет пахотной земли/; красный? / цвет жизни/; белый? /цвет чистоты/; зеленый? /цвет растительности; синий? /цвет воды и неба/ желтый? /цвет спелого зерна и солнца/. Где чувашские мастера чаще всего располагают узор? Ответ детей.. узоры чувашские мастера не только рисуют, и вышивают, но еще и вырезают и выжигают. Какие элементы чувашского узора вы знаете, нарисуйте их на доске и назовите деятельность детей… молодцы! много элементов вспомнили. Мы с вами знаем что чувашские мастера используют в своей росписи элементы растительного и заоморфного происхождения. Сегодня я познакомлю вас с новым элементом, и обозначает этот элемент небесное светило. В верхней части полоски я нарисовала птичий глаз / он похож на треугольник/ точно такой же я нарисую внизу. На что это похоже? Ответ детей../на бабочку или бантик/. Сейчас нарисую точно такие же треугольники справа, а слева кто желает из вас дорисовать. Деятельность ребенка.. этот элемент обозначает небесные светили. А какие светила вы знаете? Ответы детей… /хевел-солнце, уйах- луна, салтарсем-звезды, месяц и т.п./ познакомлю я вас еще с одним новым элементом, и обозначает этот элемент в чувашском орнаменте двор-пурт. Я проведу линию сверху в низ. Еще я проведу линии покороче слева на право в верху и внизу, еще две линии очень коротких снизу в верх и с верха вниз. Рядом еще нарисую такую же длинную линию а короткие линии смотрят теперь в другую сторону. Как будто они смотрятся в зеркало. Вместе эти линии с длинными и короткими обозначают двор. Приглашаю вас за столы. Берите все необходимое и поупражняйтесь на полосках бумаги прорисовать эти новые элементы, напомните мне как они называются? Ответ детей… старательно прорисовывает элементы Ваня, , как чувашская мастерица работает Наташа, напомни мне пожалуйста Тоня что такое орнамент? – правильно я с вами вполне согласна орнамент это узор построенный на чередовании элементов или линий в определенном порядке. Чувашские мастера украшали с давних пор предметы домашней утвари и одежды. Мы с вами сегодня поработаем как чувашские мастера и украсим посуду элементами чувашского орнамента. Посуду которую нам прислали из Алатырского района. Заглянем еще раз в сундучок. Ой он не открывается. Что мы позабыли сказать напомни нам Оля/ она проговаривает чок, чок, чок. чок- открывайся сундучок /, неторопливо проговорит и Миша. Вот эти предметы быта и будем расписывать. Берите кто что хочет, мальчики не забывайте уступать девочкам. Предметы эти глиняные мы их будем расписывать не красками а стекой. Где будет располагать узор Наташа, Леша. Не забывайте что элементы чередуются. Постарайтесь и новые элементы использовать в своей работе. Сильно на стеку не нажимайте а то посуда придет в негодность. Кому хочется расписывать на поворотниках, берите. Все обдумайте и приступайте. Ребята вы знаете что каждый элемент чувашского орнамента что-то обозначает при составлении узора вы наверное учитывали это. Кто хочет рассказать о своей работе? Двое –трое детей рассказывают. Все старались вот поэтому и получились красивые работы. Мне они нравятся. Вот у Вадима новые элементы в узоре. Можно я прочитаю его во дворе жил мальчик. Он мечтал о небесных светилах. Его они привлекали. А когда он вырос стал первым космонавтом Чувашской Республики это все хором Андриан Григорьевич Николаев. Мы этими изделиями будем пользоваться в группе. Предлагаю вам поиграть в народную подвжную игру , но сначала выберем ведущего считалкой : Атте пура пуралать, сарассине сухатать. Кам тупать – сав пулать! В переводе: батюшка наш сруб рубил. Где-то ключик обронил. Кто найдет –водить пойдет! Ведущий предлагает игру» «Хевел - солнце» Как не любить свой край родной! Среди дубрав зеленых родился город мой! Раскинулся широко над быстрою Сурой! Светла Сура красавица, над ней леса склоняются Весною возле Шумерли черемух снегопад. Вам понравилась работать в музее? Что нового вы узнали? Пришло время возвращаться в группу.