Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (8-11 класс)


Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по химии 2015-16 уч.гг..Задания для 8 класса
(15 баллов)
Лесные звери варили клюквенный компот. Клюквенный отвар получился очень кислым, пришлось добавлять сахар. В 4 кг отвара медведь высыпал пакет (1 кг) сахара, барсук - 1 стакан (200 г) сахара, заяц – 5 столовых ложек (по 15 г), белочка и ёжик – по 10 чайных ложек (5 г). Определите массовую долю сахара в полученном компоте.
(8 баллов)
Юный химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:
     а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;
     б) растворение сахара в воде;
     в) прокисание молока;
     г) брожение сока;
     д) плавление сливочного масла на горячей сковородке;
     е) заваривание чая;
     ж) образование плесени на хлебе;
з) образование накипи в чайнике;
и) жарение картошки;
к) засахаривание варенья.
Однако он включил в список физические явления. Укажите их и обоснуйте свой ответ.      
(15 баллов)
Один градус шкалы Цельсия равен 1,8 градусов шкалы Фаренгейта, при этом 0 градусов по Цельсию соответствует 32 градусам по шкале Фаренгейта. Может ли
температура выражаться одинаковым числом градусов как по Цельсию, так и по Фаренгейту? Дайте обоснованный ответ. Рассчитайте температуру плавления ртути по Цельсию, если по Фаренгейту она равна (– 37,89) градусов.
 
(4 балла)
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Расшифруйте записи геологов и определите химические элементы. 
(6 баллов)
Капля дождя имеет массу около 10-4 г. Рассчитайте количество молекул воды и суммарное количество атомов всех элементов, содержащихся в этой капле.

Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по химии 2015-16 уч.гг..Задания для 9 класса
(5 баллов)
Расположите в ряд  по  убыванию числа ионов, образующихся при диссоциации в водных растворах 1 моль следующих веществ: нитрат свинца (II), хлорид калия, сульфат железа (III), гидроксид хрома (III). Напишите для предложенных веществ уравнение диссоциации.
(5 баллов)
Вам выдан галогенид состава ВаГ2. Предложите методы качественного определения состава этой соли. Экспериментально установите ее состав и запишите уравнения проведенных реакций.
(10 баллов)
Человечество давно питает особое пристрастие к числу семь. В древности существовало семь чудес света и семь царств. Какое значение имело число «семь» в алхимии? Алхимики считали, что в природе существует только семь металлов по числу известных в то время планет и что эти металлы связаны со средой обитания человека, его душевным состоянием, днем недели и космосом. Поэтому металлы имели названия планет, которые приведены в таблице.
Таблица.  Алхимические обозначения металлов.
№ п/пМеталл Планета День недели
1. Золото Меркурий Суббота
2. Серебро Марс Четверг
3. Железо Солнце Вторник
4. Ртуть Юпитер Понедельник
5. Олово Сатурн Воскресенье
6. Медь Луна Пятница
7. Свинец Венера Среда
Подберите каждому металлу (колонка 1) соответствующую планету (колонка 2) и день недели (колонка 3), с которым связано название планеты (колонка 2).
(4 балла)
Протравливание семян овощных культур проводят путем погружения их в 0,5 % - ный раствор перманганата калия. Какую массу этого вещества нужно взять, чтобы приготовить 2 литра такого раствора (ρ = 1,005кг/л)?
(6 баллов)
Какой объем оксида углерода (IV), измеренного при н.у., выделится при взаимодействии 1,8г гидрокарбоната калия с 65 г 10% - ного раствора серной кислоты?Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по химии 2015-16 уч.гг..Задания для 10 класса
(10 баллов)
При сливании двух неизвестных растворов получен раствор, содержащий только ионы Na+ и Cl- (диссоциацией воды пренебречь). Подберите примеры пяти пар исходных веществ, необходимых для получения такого раствора. Запишите уравнения реакций в ионной и молекулярной форме.
(7 баллов)
Какое количество газа (моль) можно получить при обжиге на воздухе 5,61 кг сульфида железа (II) со степенью чистоты 80%?
(4 балла)
В пробирках находятся: безводный сульфат меди (II), аммиачная селитра, гидроксид калия, карбонат кальция. Как с помощью только воды распознать эти вещества?
(22 балла)
Соль  А является соединением металла Х, окрашивающим бесцветное пламя газовой горелки в жёлтый цвет. При нагревании до 300°С А разлагается с образованием хорошо растворимой в воде соли  Б. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с раствором соли  Б  или с раствором соли  А  приводит к выпадению осадка вещества  В, которое разлагается при нагревании до 1000°С на газ Г (вызывающий помутнение известковой воды) и твёрдое вещество Д. Пропускание газа  Г  через раствор соли Б приводит к образованию А. Определите вещества А-Д, напишите уравнения реакций.
(16 баллов)
25 г цинкового порошка поместили в 100 г раствора нитрата серебра. Через некоторое время порошок отфильтровали, высушили и взвесили; масса порошка составила 26,51 г. Определите массовую концентрацию нитрата цинка в растворе.
(10 баллов)
В периодической системе есть девять элементов, названия которых в русском языке являются существительными «не мужского рода». Для каждого их этих элементов ниже приведены характерные реакции, в которых они зашифрованы буквой «Э». Определите элементы для каждой реакции:
1) 2Н2Э + ЭО2 ? 3Э + 2Н2О;
2) ЭCl3 + KI ? ЭCl2 + KCl +1/2 I2;
3) ЭNO3 + KCl ? ЭCl? + KNO3;
4) Э + 3HNO3конц. + 4HClконц. ? H[ЭCl4] + 3NO2 +3H2O;
5) ЭCl2 + 4NH3 ?[Э(NH3)4]Cl2 (синий);
6) ЭCl2 + Cl2 ? ЭCl4;
7) Э2O3 + 4 HNO3конц. + (х-2) Н2О ? Э2О5·х Н2О + 4NO2
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по химии на 2015-2016 уч.гг..Задания для 11 класса
(4 балла)
Определите молекулярную формулу предельного  трехатомного спирта, массовая доля кислорода в котором равна 45,28%.
(12 баллов)
Дана цепочка превращений:

Напишите уравнения химических реакций, соответствующих этой схеме превращений. Формулы органических веществ записывайте в структурном виде.
Приведите систематические и тривиальные названия веществ Х1–Х3 и С2Н6О2.
(12 баллов)
Напишите графические формулы углеводородов состава С8H14 образующих при гидрировании 2,2–диметилгексан. Назовите эти углеводороды.
(8 баллов)
Какие из приведенных формул соответствуют молекулам, а какие свободным радикалам: CН3, NH3, C2H5, P2O5, OH, HCl, Al2O3, C2H3? Назовите те и другие.
(10 баллов)
Тимол или 2 – изопропил – 5 – метил – 1 – гидроксибензол – антисептик, применяемый при желудочно – кишечных заболеваниях. Изобразите структурную формулу соединения, укажите, к какому классу оно относится и дайте соответствующее этому классу название – синоним. Напишите схемы его реакции с гидроксидом натрия и с эквимолярным количеством брома в присутствии бромида железа (III).
(7 баллов)
Предложите схему получения гидробромида анилина исходя из известняка и угля с использованием на промежуточных стадиях только неорганических реактивов.