Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир бумажных фантазий


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Мир бумажных фантазий»
Педагога Хамраевой Альбины Куватовны
2015-2016 уч.годПояснительная записка
Таинственный  мир  превращенья  бумаги
Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги
Творят  они  сказки  своими  руками.    И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.   
Введение.
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического кружка «Оригами». Программа «Мир бумажных фантазий» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, в основе которой лежит программа Т. Н. Просняковой «Художественное творчество».
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика кружка; сформулированы цели программы; описание ценностных ориентиров данного кружка; результаты изучения данного кружка на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места кружка в учебном плане.• «Содержание курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем кружка и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность проведения данного кружка в современной школе.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Рабочая программа основана на приоритете развития личности, личностно-ориентированном обучении и воспитании обучающихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Планируемые результаты начального общего образования.
Примерная программа по внеклассной работе ФГОС второго поколения для основной школы.
Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский.
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).

Общая характеристика кружка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
          Одним из видов конструирования является оригами.  Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!
Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.
            Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. В этом поможет оригами – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении техники оригами отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Примерная программа кружка по внеурочной деятельности ориентирована на художественно-эстетическую направленность и учитывает основные положения Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, составной частью которой является концепция духовно-нравственного воспитания. Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися . Актуальность программы кружка обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности.
2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. В процессе обучения данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.
3. Возрастными психологическими особенностями пятиклассника. Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие, способствуют сокращению перегрузки детей. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;
содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.
Цель программы:
воспитание стремления учащихся к познанию и творчеству посредством занятий оригами;
посредством занятий оригами способствовать формированию личности, адаптированной к условиям современности;
создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями;
формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной;
приобщение учащихся к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Задачи программы.
Обучающие функции:
знакомство с основными понятиями в оригами – условными обозначениями, складками, базовыми формами оригами;
знакомство с элементами квадрата – основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
приобретение знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм оригами;
навыки самостоятельного складывания наиболее распространённых и простых в изготовлении моделей оригами;
приобретение умений и навыков по складыванию фигур оригами с использованием схем («чтение чертежей»);
приобретение навыков работы с бумагой: приёмы складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
технология складывания бумаги, рациональное, эффективное использование бумаги;
способы изготовления необходимых для работы бумажных квадратов;
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие функции:
развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера;
развитие произвольности познавательных процессов детей;
формирование логического мышления: навыки развития творческого мышления, исследовательской деятельности, приводящей к собственным открытиям;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
формирование у ребёнка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения;
формирование навыков культуры труда;
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Воспитательные функции:
создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей, жизнеутверждающего, положительного отношения к окружающему миру;
эстетическое воспитание детей;
экологическое воспитание;
воспитание интереса к искусству оригами;
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры и совершенствование трудовых навыков.
Данная образовательная программа по оригами не ставит перед собой задачу по глубокому, всестороннему освящению предмета как «древнего японского искусства». Основная задача Программы – приобретение учащимися знаний, умений и навыков по складыванию бумаги.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гумманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научности.
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
4. Принцип целостности.
5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
6. Принцип личностно – деятельностного подхода.
7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
8. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
Настоящая программа разработана как кружок «Мир бумажных» и является одним из вариантов дополнительного образования детей 7-10 летнего возраста, дающий начальные художественно-эстетические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Программа кружка «Мир бумажных фантазий» рассчитана на учащихся средней школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным художественным творчеством.
Особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке воображение, интерес «что – нибудь» сделать. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса мастерства через осмысление школьником деятельности человека. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания курса осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. В кружке реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность, учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.
Программа кружка «Мир бумажных фантазий», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: истории, изобразительного искусства, математики.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся Данная программа:
открывает перед ребенком художественно-эстетический мир, прививает любовь к традиционному народному искусству;
развивает художественно-эстетические способности, чувство красоты;
расширяет кругозор: подготавливает ребенка к работе с материалом на более сложном уровне;
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
обучение навыкам и приемам в работе с материалом (вышивка, макраме, вязание крючком и спицами и т.д.).
позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.
реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Работа с бумагой, картоном имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка «Мир бумажных фантазий» рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте 7– 10 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткое содержание основных содержательных разделов предмета.
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребёнка является организация кружков и студий по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребёнку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Мир бумажных фантазий». Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. В оригами огромный диапазон уровней сложности. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует, и развитие памяти Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке. В данной программе предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – создание образов живой природы, ознакомление с их основными особенностями, с интересными фактами. Математический анализ необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов необходимо использовать те же средства художественной выразительности, которые учащиеся осваивают на уроках ИЗО. Задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, коллективные игры.
Содержание программы:
1.Знакомство с историей возникновения и развития техники складывания из бумаги – “оригами”.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Из истории оригами. Игра «Давайте, познакомимся». Знакомство с образовательной программой. Бумага — материал для работы. Основные правила в работе с бумагой.
Свойства бумаги, используемые для работы в технике оригами, изучение приемов складывания базовых форм оригами. Бумажная сказка.
2.Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами, основными приемами складывания.
Условные обозначения в технике оригами, базовые формы оригами:
1. Книжечка. 2. Треугольник. 3. Блин. 4. Квадрат. 5. Воздушный змей. 6. Дом
3.Изготовление плоских фигурок в технике оригами. Дом. Теремок. Сгибание заготовки, определение средней линии. Раскрытие «кармана» — крыша. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Щенок. Композиция «Щенок около будки». Базовая форма «воздушный змей», треугольник. Беседа о собаках, четвероногом друге человека. Щенок. Зайчик. Мышка. Базовые формы «воздушный змей», треугольник. Загибание ушей, хвоста двойной складкой «молния». Рассказ о диких животных. Повадки лисы, медведя, характер зайца. Рассказы детей о зоопарке. Базовые формы «воздушный змей», треугольник. Петушок. Композиция «Утро в деревне». Базовая форма треугольник. Способы складывания клюва и хвоста. Беседа о домашних птицах. Базовая форма треугольник. Игра «Летает, не летает». Береза. Елка. Композиция «Лес». Базовая форма «воздушный змей». Двойная складка «молния». Рассказ учителя о хвойных и лиственных деревьях.
4.Изготовление объемных фигурок в технике оригами. Базовая форма «Двойной квадрат». Тюльпан. Подарок маме. Базовая форма «Двойной квадрат» Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Знакомство с понятием объем. Беседа о празднике мам. Базовая форма «Двойной треугольник». Голуби. Базовая форма «Двойной треугольник». Беседа о дне Космонавтики. Базовая форма «Двойной треугольник». Игрушка. Прыгающая лягушка. Базовая форма «Двойной треугольник». Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм.
5.Модульное оригами.
6.Оформление выставочных работ. Оформление альбомов, выставочных работ учащихся
7.Итоговое занятие.
Модель выпускника:
знание правил техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
знание способов и приёмов обработки различных материалов;
умение организовывать своё рабочее место;
умение работать с инструментами, приспособлениями;
умение выполнять на ткани разметку с помощью складывания, счёта по клеткам канвы, по линейке;
умения пользоваться простейшими приёмами техники вышивки;
умение выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку», «полукрест»
умение изготавливать простейшие модели салфеток, картин;
способность уважать других;
К концу учащиеся должны овладеть общекультурными и общетрудовыми компетенциями: умению учиться, самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Главные принципы программы:
непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;
принцип развивающего, проблемного обучения и воспитывающего характера обучения;
принцип наглядности;
индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
индивидуальный темп движения;
гуманизм в межличностных отношениях;
интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета направлено на формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование доброжелательности, доверия, и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, стремления следовать им;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с художественной культурой;
развитие умения учиться: развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, познания, творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Мир бумажных фантазий».
Личностными результатами изучения курса «Мир бумажных фантазий» является формирование следующих умений:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Мир бумажных фантазий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
1год обучения
№ Тема Кол-во часов Дата
Сентябрь 1 Формирование группы. Знакомство с оригами. 2 2 Беседа по охране труда. Входная диагностика. 2 3 Правила поведения на занятиях.
Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) 2 Базовая форма «Треугольник» 20 4 Стилизованный цветок. 2 5 Лисенок и собачка. 2 6 Котик и бычок 2 7 Яхта и пароход. 2 8 Композиция «Кораблики в море». 2 9 Стаканчик и фуражка 2 10 Синица и снегирь. 2 Октябрь 11-12 Композиция «Птицы в лесу». 4 13 Оформление выставки 2 Базовая форма «Воздушный змей» 22 14 Кролик и щенок. 2 15 Курочка и петушок. 2 16-17 Композиция «Домашние птицы на лужайке». 4 18 Сказочная птица. 2 19 Сова 2 20-21 Лебеди (2 способа) 4 Ноябрь 22 Царевна-Лебедь. 2 23-24 Композиция «Закат солнца над лебединым озером». 4 Базовая форма «Двойной треугольник» 6 25 Рыбка и бабочка. 2 26 Головастик и жук 2 27 Композиция «Аквариум». 2 Модульное оригами 22 28 Бусы для елки. Новогодняя гирлянда. 2 29 Разноцветная звезда из 4 деталей. 2 30 Новогодний талисман. Изготовление змеи. 4 Декабрь 31 Новогодний талисман. Изготовление змеи. 4 32-33 Новогодний талисман. Изготовление змеи. 4 34 Звезда из 8 модулей 2 35 Звезда из 16 модулей. 2 36 Ветка ели. 2 37 Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». 2 38 Снежинки. 2 Январь Чудесные превращения бумажного листа 10 39 Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей). 2 40 Простые коробки (2 варианта) 2 41 Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги. 2 42 Коробки для подарков. Базовая модель. 2 43 Коробки для подарков. Различные варианты. 2 Базовая форма «Птица» 10 44 Журавлик на гнезде 2 45 Японский журавлик 2 46 Праздничный журавлик. 2 Февраль 47-48 Ваза «Два журавля». 4 Цветы к празднику 8 марта 20 49 Одуванчики из салфеток. 2 50 Открытка «Букет гвоздичек». 2 51 Подснежник. 2 52-54 Ваза для цветов. 6 Март 55 Объемные тюльпаны. 2 56-57 Хризантемы. 4 58 Оформление выставки творческих работ. 2 Оригами на праздничном столе 22 59-60 Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток 4 61 Салфетки 4 Апрель 62 Салфетки 4 63-64 стаканчики 4 65-66 Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами 4 67 Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе» 2 68 Путешествие по сайту «Страна мастеров» оригами. 2 Май 69 Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». 2 Впереди – лето! 6 70 Парусный кораблик - гонки на столе. 2 71 Яхта. 2 72 Оригамская сказка (фантазии детей) 2 Итого 144 2 год обучения.
№ Тема Кол-во часов Дата
Сентябрь 4 1 Вводное занятие
Рассказ об истории развития искусства оригами 2 2 Беседа по охране труда 2 Летние композиции 12 3-5 Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. 6 6-8 Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке». 6 Чудесные превращения бумажного листа 20 9 Закладки для книг 2 Октябрь 10-11 Закладки для книг 4 12-14 Коробки. 6 15-18 Изготовление и оформление подарков. 8 Модульное оригами Ноябрь 26 19 Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. 2 20 Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей 2 21-22 Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. 4 23-24 Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». 4 25-26 Новогодняя открытка «Дед Мороз». 4 Декабрь 27-29 Елочка в снегу 6 30-32 Пингвин 4 Оригами на праздничном столе 24 33-34 Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток 4 Январь 35-36 Салфетки 4 37-38 стаканчики 4 39-40 коробочки и вазочки 4 41-42 Вазочка «Не увлекайся конфетами». 4 Февраль 43-44 Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. 4 Цветы к празднику 20 45 Складывание цветов на основе изученных базовых форм 2 46 Василёк и гвоздика. 2 47 Композиция «Букет гвоздик». 2 48-49 Японская ваза для цветов. 4 50 Объемные тюльпаны. 2 Март 51-52 Объемные колокольчики. 4 53-54 Оформление выставки «Цветы для наших мам». 4 Оригами – почта 12 55-56 Различные виды конвертов для писем.
4 57-58 Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. 4 Апрель 59-60 Датское и английское письмо. 4 Впереди – лето! 8 61-62 Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. 4 63 Складывание самолетов и истребителей. 2 64 Голубь мира 2 Цветы и вазы оригами 65-66 Игольчатая астра. Фуксия. 4 Май 67 Космея. 2 68-69 Высокая ваза для цветов. Крокус с листом. 2 70 Объемный нарцисс. 2 71 Оформление выставки 2 72 Итоговое занятие. подведение итогов за год. Чему мы научились. 2 Итого 144 3 год обучения.
№ Тема Кол-во часов Дата
Сентябрь 1 Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. 2 2 Азбука оригами. Основные правила работы. 2 Условные знаки, принятые в оригами. 6 3 Складывание полоски «гармошкой «Яблочко и гусеница». 2 4 Складывание прямоугольника «гармошкой». «Последний листок». 2 5 Складывание различных геометрических фигур. «Бабочка». 2 Складывание «гармошкой» различных зверушек. 10 6 Котенок. 2 7 Щенок. 2 8 Лягушонок. 2 9 Мышка. 2 Октябрь 10 Паучок. 2 Базовая форма «Треугольник» 10 11 Яхта и пароход. 2 12 Композиция «Кораблики в море». 2 13 Композиция «Кораблики в море». 2 14 Синица и снегирь. 2 15 Композиция «Птицы в лесу». 2 Складывание квадрата. 10 16 «Парус и рыбка» 2 17 Бабочка из квадрата. 2 18 Тюльпаны из квадрата 2 Ноябрь 19-20 Коллективная работа «Цветы». 4 Работа с гофрированной бумагой 10 21 Правила работы с гофр.бумагой. 2 22 Изготовление розы. 2 23-25 Букет для мамы к празднику. 6 Квиллинг 72 26 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 2 Декабрь 27 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 2 28-29 .Основные формы “капля”, “треугольник”, 4 30-31 “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. 4 32-34 Конструирование из основных форм квиллинга. Аппликации «Новогодние фантазии». 6 Январь 35-36 Основные формы. “Завитки”. 4 37 Экскурсия в зимний лес. 2 38-40 Конструирование из основных форм квиллинга. Работа по желанию детей. 6 41-42 Основные формы. “Спирали в виде стружки” 4 Февраль 43-44 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 4 45-46 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 4 47-48 Изготовление простых, несложных цветов. 4 49-50 Изготовление бахромчатых цветов. 4 Март 51-52 Коллективная работа. Композиция из цветов. 4 53-54 «Цветочное панно» 4 55 «Корзина с цветами» 2 56 «Аквариум» 2 57 «Тюльпаны» 2 Апрель 58-59 «Павлин» Коллективная работа 4 60-61 «Попугай» 4 Поделки – оригами. 22 62-63 Жар-птица. 4 64-65 Дракончик. 4 Май 66-68 Пингвин. 6 69-70 Павлин. 4 71-72 Коллективная работа «Грибная полянка». 4 Итого: 144