Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБПОУ «Черемховский горнотехнический колледж им.М.И.Щадова».


Тема: Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБПОУ «Черемховский горнотехнический колледж им.М.И.Щадова».
« В здоровом теле здоровый дух»
ЮВЕНАЛ ДЕЦИМ ЮНИЙ
В любом образовательном процессе основополагающим показателем эффективности деятельности образовательной организации является показатель «успеваемости обучающихся». В результате анализа педагогической деятельности и исследований по группам выявлено, что этот показатель напрямую зависит от посещаемости учебных занятий обучающимися.
При многосторонней и глубокой мотивации со стороны преподавателей образовательной организации, направленной на снижение пропусков и повышение посещаемости обучающимися учебных занятий, проблема «пропусков» в настоящее время все же остается актуальной.
Таким образом, цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить влияние мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни обучающихся на количество пропусков учебных занятий.
При проведении исследований в шести учебных группах колледжа за период сентября 2015 года, выявлено, что 97% пропусков обучающимися учебных занятий возникают по уважительной причине, из них по причине болезней (на основании справок из медицинских учреждений) – 91,9 %.
Таблица 1. Анализ исследований количества пропусков обучающихся колледжа за сентябрь 2015 учебного года (дней)
название группы количес-тво пропус-ков за сентябрь 2015г., дней в том числе удельный вес пропусков по уважительной причине в общем количестве, % удельный вес пропусков по болезни в общем количестве, %
по болезни по семейным обстоятельствам по неуважительной причине ОПИ-15 72 69 2 1 98,6 95,8
СЭЗС-15 67 62 3 2 97,0 92,5
СЭЗС-14 78 71 4 3 96,2 91,0
ИС-14 68 61 5 2 97,1 89,7
ОПИ-13 48 43 3 2 95,8 89,6
ИС-13 84 78 4 2 97,6 92,9
среднее значение 69,5 64,0 3,5 2,0 97,0 91,9
Схематично удельный вес каждой причины пропусков представлен на рисунке 1:
Рисунок 1: Структура причин пропусков учебных занятий обучающимися колледжа за сентябрь 2015 года, %

Так как 92% пропусков учебных занятий по причине болезней – это существенный показатель, то теперь целесообразно проанализировать типы заболеваний, по которым обучающиеся пропускают занятия.
Таблица 2: Анализ причин заболеваний обучающихся колледжа за сентябрь 2015 года
название группы количество пропусков по болезни за сентябрь 2015г., дней в том числе:
травмы ОРВИ ОРЗ мигрень, гипертония
ОПИ-15 69 2 36 30 1
СЭЗС-15 62 1 54 7 0
СЭЗС-14 71 0 63 6 2
ИС-14 61 0 40 21 0
ОПИ-13 43 2 23 17 1
ИС-13 78 2 35 39 2
средн.значение64 1 42 20 1
Таким образом, показатель «успеваемости» обучающихся колледжа можно повысить за счет снижения числа пропусков занятий, путем внедрения мероприятий, направленных формирование здорового образа жизни обучающихся.
Основным направлением в формировании здорового образа жизни обучающихся является физическая культура.
Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и   психических  возможностям организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и  развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и   морального  духа   человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:   активного труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха   и полноты творческого самовыражения.  Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.  Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. 
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.  Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека  и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы и замкнутость.   Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Поэтому актуальности работы по формированию здорового образа жизни обучающихся трактуется сегодняшней ситуацией общества.  Инструментом достижения цели данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. определить сущность здорового образа жизни,  2.охарактеризовать влияние физической культуры на организм, 3. рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни обучающихся.
  Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье обучающихся.Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: оптимальный двигательный режим и внедрение занятий на свежем воздухе, плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Направление развития оптимального двигательного режима и внедрения занятий на свежем воздухе – явилось основным инструментом воздействия на внутренние оздоровительные системы организмов обучающихся нашего колледжа.
На уроках физической культуры в теплое время года (апрель-июнь, сентябрь 2016 года) занятия проводились на прилегающем стадионе под открытым небом, при этом, обучающимся предложены дополнительные занятия в виде регулярных пробежек (3 раза в неделю) после занятий. В регулярные пробежки удалось вовлечь до 80% обучающихся из исследуемых групп. За сентябрь 2016 года вновь были проведены исследования по анализу пропусков обучающихся по причинам болезней выбранных групп, по результатам которых выявлены следующие показатели:
Таблица 3: Анализ причин заболеваний обучающихся колледжа за сентябрь 2016 года
название группы количество пропусков по болезни за сентябрь 2016г., дней в том числе:
травмы ОРВИ ОРЗ мигрень, гипертония
ОПИ-15 42 1 26 15 0
СЭЗС-15 36 2 28 6 0
СЭЗС-14 39 2 32 5 2
ИС-14 45 3 38 4 1
ОПИ-13 23 0 12 10 1
ИС-13 54 2 21 30 1
средн.значение40 2 26 12 1
Таблица 4: Снижение числа пропусков занятий обучающихся по болезни после внедрение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (за сентябрь 2015-2016 годов)
название группы количество пропусков по болезни за сентябрь 2015г., дней количество пропусков по болезни за сентябрь 2016г., дней снижение пропусков, дней снижение пропусков, %
ОПИ-15 69 42 27 39
СЭЗС-15 62 36 26 42
СЭЗС-14 71 39 32 45
ИС-14 61 45 16 26
ОПИ-13 43 23 20 47
ИС-13 78 54 24 31
средн.значение64 40 24 38
Таким образом, общее количество пропусков по болезни обучающихся после внедрения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, снизилось на 38 % за сентябрь 2016 года, по сравнению с сентябрем 2015 года.
Схематично динамика снижения количества пропусков обучающихся по болезни по исследуемым группам представлена на рисунке 2.
Рисунок 2: Динамика снижения пропусков обучающихся по болезни за сентябрь 2016 года по сравнению с сентябрем 2015 года:

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения.
С 1 сентября 2016 года в нашем колледже введена система регулярных рейдов, совместных с органами полиции, направленных на выявление фактов курения обучающихся в общественных местах. За нарушение действующего законодательства обучающимся грозит наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Таким образом, за сентябрь 2016 года в нашем колледже не зафиксировано ни одного случая курения в неположенном месте, а число «курильщиков» заметно снизилось.
Здоровье обучающихся во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения, в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.. Следовательно, для творения здоровья необходимо как  расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
С данными задачами наш колледж успешно справляется благодаря сплоченности коллектива и целеустремленности преподавательского состава.
Вывод: здоровье наших обучающихся – это здоровье нации, которое мы способны формировать за счет внедрения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, улучшая тем самым основной показатель работы нашего колледжа - «успеваемость обучающихся».
Список использованной литературы:
Белорусова В.В. «Физическое образование», М, 1992.
Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. «Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи», М, 2012.  
Ращупкин Г.В. «Физическая культура», М, 2007.
Харитонова В. И., Бажановаа М. В., Исаева А. П., Мишарова Н. З. «Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся»; М, 2003.
Автор: Петрушова Ирина Анатольевна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Черемховский горнотехнический колледж им.М.И.Щадова» (Россия, г.Черемхово).
Petrrushova Irina (Russia, Cheremhovo)