Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальной школе.


Статья «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Развитие логического мышления учащихся предполагает определённые изменения в характере их познавательной деятельности. В ряду главных изменений – перераспределение функций учителя и учащихся, передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Ученики, выполняя часть учительской работы, одновременно пребывают в позиции и педагога, и обучаемого. В результате они осваивают не только состав действий, но и их смысл, что является движущей силой развития познавательной  активности.
Остановлюсь на проблеме развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Уже минутку чистописания можно проводить в нескольких вариантах.
1.Первый вариант позволяет совмещать нахождение буквы,  предназначенной для написания с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лён. Предлагает детям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Второй вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным поиском объектов, связанных с изученными темами русского языка.  Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Объясняет задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Третий вариант позволяет детям самостоятельно формулировать задание, предусматривающее определение буквы. Например, учитель обращает внимание детей на доску, где записаны слова:
большой – маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
старый - ?
гладить - ?
твёрдый - ?
После этого даёт установку: «Определите правило, по которому составлен столбик пар слов и определите букву для минутки чистописания».
Таким образом, минутка чистописания становится логической частью урока. Во время её проведения учащиеся совершенствуют графический навык, выполняют нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, расширяют знания по изученным темам русского языка. Комплексное выполнение всех видов работ ведёт к развитию логического мышления детей.
Во время проведения словарно-орфографической работы преследуются аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и развитие логического мышления. Рассмотрим несколько приёмов такой работы.
Первый приём – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе установок учителя. Например, учитель помещает на доске следующее зашифрованное слово:
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА
После этого детям предлагает выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». Этот приём формирует лингвистические знания и умения, учит распределению внимания, развивает логическое мышление и оперативную память.
Второй приём заключается в уменьшении количества указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. Например: «Вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке, если разгадаете правило последовательности букв в нём».
                                                 
Третий приём состоит в полном отсутствии указаний учителя. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
   .  .    .  .   .  .    .
ОЗАБВТЕРАДК
.       .      .       .
Какие это слова? Как вы их нашли?»
          Уменьшение или отсутствие установок учителя заставляет детей сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.
Особенность четвёртого приёма заключается в применении для определения нового слова разных шифров и кодов с указаниями учителя и без них. Например: «Внимательно посмотрите на данный шифр и ключ к нему. Разгадав ключ этого шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке»
      1    2    3    4    5   6   7   8
1   А   М   Н   О   Р   К   В   У
2   С   Г    Д   Я   Л   Ч   Ц   Т
Ключ: 2 – 1, 1 – 4, 2 – 5, 1 – 4, 1 – 2, 1 – 1.
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление, развивает внимание, сообразительность.
В пятом приёме сочетаются самые разнообразные виды деятельности: фонетический разбор. Частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы этого слова».
Задание 1. Первая буква слова является гласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква – последняя согласная в корне слова север.
Задание 3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. Четвёртая буква обозначает первый непарный звонкий твёрдый согласный звук в слове малина.
Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома.
Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай.
 Шестой приём способствует развитию оперативной памяти учащихся, произвольного внимания и логического мышления. Детям даётся установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе. К ним ученики возвращаются через 4-5 минут. Учитель предлагает задание: «Слово, с которым вы познакомитесь на уроке, вам надо составить самим. Для этого вспомните слова, которые были на доске, и сложите их первые буквы».
Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарная работа такого вида является эффективным средством развития логического мышления ребёнка и базой для успешного проведения последующих этапов  уроков русского языка.
Развитию логического мышления детей способствует и проблемная ситуация, которую дети решают для определения цели урока. Например, учитель просит детей прочитать с доски группы слов и отыскать в каждой «лишнее» слово:
Окно, столик, луг, трава, сердце.
Мост, конь, ветер, поле, слон.
Проанализировав, дети делают вывод, что в первой группе «лишнее» слово – трава, так как оно 1 склонения, а все остальные слова 2 склонения. Во второй группе лишним является слово поле, так как оно среднего рода, а все остальные имена существительные мужского рода. После определения этих слов дети делают предположение, что тема урока – «Второе склонение имён существительных мужского рода».
На последующих этапах урока можно использовать и другие задания для развития логического мышления учащихся.  Вот примеры таких упражнений:
Задание 1. Составьте и запишите сложное существительное: туго + думать = ……
Задание 2. Выпишите группу однокоренных слов. Выделите корень.
Дача, дачка, дачница, дата, дачный.
Задание 3. Запишите слова в 3 столбика.  Укажите падеж:
Из палатки, о стрекозе, к весне, от школы, по траве, о воде, без кошки, к шубке, в машине.
Задание 4. Разгадайте шараду
Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь через букву И,
На тарелку лягу в праздничные дни. (Порог – пирог)
Задание 5. Добавьте к нотам буквы, чтобы получились новые слова:
- - до
- - ре
- - ми - -
- - фа
- - соль
- - ля
- - си - -
(Чудо, море, домино, арфа, фасоль, воля, лисица)
Задание 6. Подберите ответы на букву М:
Что ты любишь из еды?
Куда ты любишь ходить?
Куда вы собираетесь поехать летом?
Какой вид транспорта предпочитаешь?
Какие вывески магазинов можно увидеть в городе?
Какие знаешь профессии?
Какие знаешь города?
Данные упражнения, проводимые в системе, способствуют развитию внимания, логического мышления учащихся, воспитывают любовь к родному языку, желание изучать его глубоко и целенаправленно.
Творческие задания на развитие речи.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
1) Восстановление деформированного текста.
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:
снегурочка сочинение писать
3) Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме".
4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.
5) Составление конспекта научно-популярной статьи.
6) Письмо по памяти
На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлыйМелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.             А. Пушкин.
7) Редактирование текстаПрочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
8)Раскрой тему
Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.
Зимние забавы.
Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!
9) Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
    1. По реке плывёт лодка. И плот.    2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.    3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
10) Составьте рассказ по его началу.
      1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...
      2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…
Задания на сравнение
Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические, фонетические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, - ца).
Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. 
Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.
 На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.
Задание 3. Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:
Тапка – шапка Мишка – шишка
Порох – шорох губа – шуба
Задание 4. Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание, но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы.
Например: На по'лку ставил я варенье,
В полку' участвовал в сраженьи.
Задание 5. Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите. Если первый слог ударный,
Мы – посуда для питья.
Переставьте ударенье –
И рисуйте нас, друзья. (Кру'жки – кружки')
Задание 6. Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т. к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.
Превратите ночь в день.
(Ответ: ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день).
Задание 7. Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
Задание 8. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?
- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Диктор – диктант
Перчатка – напёрсток
Пятница – пятёрка
Цирк - циркуль
Город - огород
3.Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
  Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
• по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;• по родам (существительные общего рода, мужского и женского);• по наличию орфограмм;• по количеству слогов.
Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:а) по написанию (существительные с ь и без ь);б)по родам (существительные мужского и женского рода);в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
4.Задания на обобщение
Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.
Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь – ? (признаки).Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа – ? (процесс).
Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)
Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. ( Осуждать.)
Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком – грамматическом уровне.
5.  Задания на исключение лишнего
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее. 
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
• Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.• Клен – 1 слог.• Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения. 
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:• Объединить – это глагол, остальные – существительные.• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
6. Задания по аналогии Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
Задание 1. Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.Лесников, грибников, ... .Вокзалы, салюты, ... .Объяснение, объединение, ... .
Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая• наличие определенных орфограмм;• категорию числа имен существительных;• падежные формы существительных.
7.Задания по фразеологизмам
1 задание. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
1). Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")
2). Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
За тридевять земель. Хоть пруд пруди. Повесить голову. Взять себя в руки.С гулькин нос. Воспрянуть духом.Выйти из себя. Рукой подать.
(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; С гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки)
2 задание. Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.1) Прочитайте предложения. Какое из предложений, по-вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает. 
2) Данное задание может стать стимулом для написания сочинения. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?"). 
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему
503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.