План урока МХК на тему: Художники-передвижники

Рассвет русской художественной культуры в XIX веке. Русское реалистическое искусство.
Цель: познакомить уч-ся с творчеством художников-передвижников, показать их роль в русском искусстве.
Оснащение урока: 1.Слайды работ художников. 2. Журналы «Великие имена»
Ход занятия.
1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей занятия. 3. Объяснение нового материала.
Осознанный поворот новой русской культуры к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х гг. вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. Общественное положение России было таково: из отсталой, запущенной страны после 1861 г. она превратилась в развитую капиталистическую державу.
Энергия передовой части общества и передового искусства направляется на преследование всего того, что являлось тормозом на пути прогрессивного развития России. Получив в начале 60-х гг. ярко выраженную критическую направленность, передовое русское искусство XIX в. было проникнуто ощущением неблагополучия жизни, чувством необходимости и. неизбежности коренных социальных преобразований. Искусство говорило об этом прямо, изображая зло социальной несправедливости в заостренной публицистической форме, или косвенно, показывая тяжесть страдания и величие скорбной думы «не о своем горе», противопоставляя застойным формам современной жизни преобразившую мощь переломных исторических эпох. Социальные проблемы оказывались в центре внимания передового русского искусства, утвердившегося на платформе реализма. Реалистический метод лег в основу всей художественной культуры России середины и второй половины XIX в. Огромный вклад внесли в мировую культуру писатели-реалисты Тургенев, Толстой, Достоевский и многие другие. Русский театр возвысился усилиями Островского и Щепкина. Смело была проведена реформа музыкального языка композиторами, особенно Мусоргским. В условиях, когда идейно-критические и нравственно-воспитательные задачи стали главными, ведущими, другая функция искусства - быть украшением жизни, эстетическим оформлением быта - оказалась несущественной. Она переместилась на окраину, на периферию искусства и на протяжении второй половины XIX в., была уделом салонно-академической живописи.
Художники верили, что действенной критикой можно устранить вопиющие пороки. Лишь в этих условиях возможны, были такие произведения, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» Перова и многие другие произведения. Самобытные, молодые таланты стремились наконец-то поведать о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Московском училище атмосфера была живая, преподаватели не подавляли авторитетом своих учеников, в училище съезжались молодые юноши со всех концов великой и разноплеменной России. Откликнулся и Петербург двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве.
Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет и просили предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?»
Второе событие создание в 1870 г. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской. В уставе Товарищества говорилось, что его члены должны сами вести свои материальные дела, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города, передвигать по России, чтобы знакомить страну с русским искусством. Эти пункты из устава утверждали независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. К началу 1870-х гг. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Оно поддерживается материально Павлом Михайловичем Третьяковым, который в это время в основном приобретает произведения новой реалистической школы. Наконец, имеет свою выставочную организацию ТПХВ (ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).
Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы. Эстетические воззрения передвижников сформировались в предшествующее десятилетие в обстановке общественной полемики о путях дальнейшего развития России, порожденной неудовлетворенностью реформами 1860-х гг.
Главная роль в создании Товарищества принадлежала Крамскому, Мясоедову, Ге, а в Москве Перову, Прянишникову, Саврасову. Открывшаяся в 1871 г. первая выставка передвижников продемонстрировала существование нового направления. На выставке было 46 экспонатов. Были представлены все жанры исторический, бытовой, пейзажный, портретный. Зрители могли судить, что нового внесли в них передвижники.
Передвижники хотели не только показать свои картины провинции, но и провинцию показать в картинах.
Из пейзажистов в 1-й выставке участвовали Шишкин, Боголюбов, но, главное, была показана картина Саврасова «Грачи прилетели». Художник нашел в скромном пейзаже волнующую прелесть и красоту, он создал лирический образ русской природы. В «Грачах» выступает одна из типичных черт русской пейзажной живописи передвижников; пейзаж воспринимается не как изображение «чистой» природы; это как бы кусок народной жизни.
Остановимся на ведущих художниках раннепередвижнического периода. Прежде всего Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Художник оказал существенное влияние на формирование критического реализма. Творчество Перова развивалось под влиянием эстетической программы Чернышевского. Критика Перова отличалась исключительной прямотой и резкостью. Во многих картинах художник прибегает к средствам почти карикатурной утрировки отрицательных образов, упорно стараясь привить свои оценки зрителю.
Перов самый глубокий и значительный из поколения художников
60-х гг., творчество его является образцовым для всего искусства этого периода.
Работы В.Г.Перова: (слайды)
«Тройка»,
«Рыболов»,
«Охотники на привале»
Крамской Иван Николаевич (1837-1888)
Он художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Крамской приветствовал всё передовое и новое, что появлялось в русском искусстве 70-80-х гг.Его работы очень разнообразны: аристократы, художники, писатели, крестьяне, красавицы.
Работы И.Н.Крамского: (слайды).
«Христос в пустыне»
«Портрет художника И.И.Шишкина»
«Портрет В.М.Васнецова»
«Пылесовщик»
«Портрет поэта И.А.Некрасова»
«Лунная ночь»
«Неизвестная»
«Неутешное горе».
Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии. Первоначальные навыки живописного ремесла получил у местных украинских иконописцев. Особое влияние на Репина как художника-гражданина оказали И.Н.Крамской и В.В.Стасов. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге».
Работы И.Е.Репина: (слайды)
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
«Крестный ход в Курской губернии»
«Иван Грозный и его сын Иван»
«Не ждали».
Кипренский Орест Адамович (1782-1836)
О.А.Кипренский – первый русский художник-романтик, академик живописи, отразивший время становления нравственных, эстетических идеалов и вкусов общества начала XIX века и получивший европейское признание. В Третьяковской галерее находятся более тридцати живописных произведений О.А.Кипренского.
Работы О.А.Кипренского: (слайды)
«Девочка в маковом венке»
«Бедная Лиза»
«Портрет поэта А.С Пушкина»
Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Родился в один год с А.С.Пушкиным, Жил в небольном домике с садом с родителями. В семье было 7 детей. Отец – академик скульптуры. Прикованный болезнью к постели в первые годы жизни, Карл всегда имел под рукой карандаш и бумагу, рисовал «человечков и лошадок». Первым учителем был строгий отец. В Третьяковской галерее находится свыше 50 живописных и более 150 графических работ.
Работы К.П.Брюллова (слайды)
«Всадница»
«Последний день Помпеи»
«Турчанка»
«Распятие (Последний вздох)»
«Христос во гробе»
Суриков Василий Иванович (1848-1916)
Выдающийся мастер исторической живописи В.И.Суриков родился в Красноярске. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака. Первое значительное полотно Сурикова –
«Утро стрелецкой казни», потом появляются: (слайды)
«Меньшиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
«Покорение Сибири Ермаком»
«Посещение царевной женского монастыря»
«Взятие снежного городка»
«Переход Суворова через Альпы»
Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
Творческая биография П.Федотова как художника-профессионала исчисляется лишь несколькими годами. Но яркий след, оставленный им в искусстве, утвердил за Федотовым славу одного из лучших и оригинальных мастеров живописи и графики. Он преимущественно работал в бытовом жанре. Федотов запечатлел «человеческую комедию» русского общества 1840х годов с тонким художественным юмором.
Работы Федотова П.А. (слайды)
«Сватовство майора»
«Разборчивая невеста»
«Свежий кавалер»
4. Подведение итогов занятия.
В 70-е гг. с прежней остротой стояли вопросы борьбы с остатками крепостнических порядков. В этой борьбе выковывался новый характер. В искусстве это отозвалось повышенным интересом к теме личности и, соответственно, выдвижением портрета в число ведущих жанров. В портретах Крамского, Перова, Ге был создан новый идеал личности. Герои портретов - преимущественно представители передовой русской интеллигенции, «властители дум» своего времени: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Третьяков, Достоевский. Облеченные высоким духовным, нравственным авторитетом, они выступают как бы в роли судей современного общества.
Значение творчества художников-передвижников велико, и место их произведений среди шедевров мировой художественной культуры значительное и явное. Изображение народных драм, крупных характеров, постановка нравственных проблем, трактовка религиозных и бытовых сюжетов, портретопись русских писателей, музыкантов и передовых общественных деятелей. Высота идеалов, бескомпромиссность, этический максимализм. На первый план художниками ставился гражданский долг. Здесь было нечто аналогичное самоотверженности, самоотречению революционных деятелей.
5.Домашнее задание:
Подготовить сообщения об остальных художниках-передвижниках.






15