Автореферат Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи


Психофизический и психологический аспекты проблемы формирования письменной речи
Многие ученые, занимавшиеся изучением проблемы формирования письменной речи (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Д. Б.Эльконин и др.) сходятся во мнении, что письменная речь является сложной формой психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей как активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности - письмо так и восприятие и понимание написанного средствами чтения.
Письмо и чтение являются составляющими единого процесса – письменной речи. В работах А.Н. Корнева было сказано, что благодаря переходу к графической символизации устной речи, письменная речь стала инструментом выражения и передачи мысли человека. Письмо осуществляется только при достаточно высоком уровне развития устной речи. Процесс письма есть преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков, а процесс чтения есть перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов.
В своей работе по психофизиологии письма, А.Р. Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи, а чтение как особую форму импрессивной речи . В письменной речи, как особой деятельность человека, необходимо различать как психофизические, так и нейропсихологические аспекты.
Б.Г. Ананьевым было отмечено, что мозговую основу письменной речи составляет работа всех морфологических образований коры головного
Мозга.
И. П. Павлов доказал, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, и поэтому была названа им «динамической локализацией». В настоящее время, благодаря исследованиям П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Э.Г.Симерницкой и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции, в том числе и речевой, являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.Сложная многоуровневая структура письменной речи обеспечивается деятельностью акустического, оптического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, пространственного анализаторов и других анализаторных систем. Звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов. Перешифровка звуков в буквы происходит с помощью работы акустического, кинестетического и оптического анализаторов. Правильное написание буквы обусловлено совместной работой оптического, пространственного и двигательного анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки, и т. д. Психологический уровень обеспечивается работой передне-задне- и медио-базальных отделов лобной области больших полушарий коры головного мозга. Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов. Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), зависит от совместной работы передней и задней речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику речи.
Л.Р. Зиндер указывал, что в систему, обеспечивающую формирование письменной речи, входят различные участки коры левого полушария
головного мозга и различные анализаторные системы (акустическая,оптическая, моторная и др.). И каждая из них обеспечивает нормальноепротекание только одного звена в структуре письменной речи, а все вместе обеспечивают оптимальные условия для осуществления сложного целостного акта письменной речи.
В коре больших полушарий существует три важнейших для речевой функции сенсорных поля:
- зрительное - на затылочной поверхности обоих полушарий;
- слуховое - в височной извилине каждого полушария;
- соматосенсорное - в задней центральной извилине каждого полушария.
В передней центральной извилине правого и левого полушарий расположено первичное моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет речь и письмо.
Академик Л. О. Бадалян в своих работах описал центры и участки мозга, отвечающие за функцию письменной речи:
Речеслуховой анализатор (сенсорный центр речи Вернике).
Расположен в височной доле головного мозга, в задних отделах верхней височной извилины слева (у левшей – справа).
Центр обеспечивает понимание речи, распознавание и хранение звуковых образов собственной устной речи, восприятие и семантический анализ чужой речи. Центр Вернике ответственен за формирование основного замысла высказываний в масштабах «фраз», за фонематический анализ – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. восприятие и понимание фонем языка, фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог – звук.
Речедвигательный анализатор (моторный центр речи Брока).
У лиц с доминированием речи по левому полушарию расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария в префронтальной коре, и в глубине височной доли, где "хранится" наш словарный запас.
Центр Брока - важнейшая часть мозга, регулирующая программное обеспечение речи, которая формирует предложения, организует грамматику
и синтаксис для переправки готового текста в находящуюся рядом
артикуляционную моторную зону, трансформирует фонему в артикулему. Центр письменной речи расположен в заднем отделе средней лобной извилины рядом с проекционной корковой зоны руки. Центр функционально связан с центром Брока и обеспечивает автоматизм письма.
Зрительный анализатор.
Расположен в затылочной доле и является проекционной зрительной зоной, обеспечивающей хранение и распознавание зрительных образов, отвечает за выбор графических символов.Общедвигательный анализатор.
Локализуется в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи зоны предцентральной извилины (моторная зона). Регулирует движения руки при начертании букв или других знаков, переводит графему в кинему. В средних слоях расположен анализатор кинестетических раздражений, поступающих от скелетных мышц, сухожилий, суставов и костей.
На границе височной, затылочной и теменной долей располагается центр анализатора письменной речи, который связан с центром Вернике, с центром зрительного анализатора, а также с центром теменной доли. Центр чтения обеспечивает распознавание и хранение образов письменной речи.
В своем труде Л.О. Бадалян отмечает, что при восприятии письменной речи сначала включается первичная зрительная кора. Далее информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную образ данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Затем сведения, поступившие из зоны Вернике в зону Брока приводят к возникновению четкой программы артикуляции путем активации моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.
Л.О.Бадалян отводит корковым отделам левого полушария специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Совместная работа этих зон обеспечивает полноценное осуществление речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, а расположенные сзади - для восприятия смысла речи.
Как было отмечено А.Р. Лурия, процесс письма психология с полным основанием относит к наиболее сложным и осознанным формам речевой
деятельности, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности, связанный с определенным уровнем развития сознания (памяти, мышления, воображения, логики и пр.).
В психологическом аспекте письменная речь включается в состав других видов деятельности (учебной, эпистолярной, мнестической, деятельности управления и т.д.), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение. Среди когнитивных процессов, обеспечивающих письменную речь, большинством авторов единодушно выделяются внимание и память. Н.И. Жинкин в своих исследованиях особо существенную роль отводил слухоречедвигательному анализатору.
А.Р.Лурия отмечает, что процесс письма является сложной деятельностью, которая включает в себя ряд психофизиологических компонентов: звуковой анализ слова, подлежащего написанию, уточнение фонематического состава этого слова, сохранение порядка входящих в него звуков. Этот процесс в основном сводится к превращению отдельных звуков в четкие, устойчивые фонемы и к анализу их временной последовательности. Значительную роль в этом процессе играют как механизмы акустического анализа, связанного с функцией височных систем, так и скрытые артикуляции, уточняющие звуковой состав слова и позволяющие сохранить последовательность элементов, входящих в слово. Последнее связано прежде
всего с работой афферентных «гностических» участков коры головного
мозга, и специализированных частей моторной области.
Далее процесс письма включает перевод звуковой структуры слова в
систему графических знаков, длительное удерживание в памяти этих графических символов (графем) и их правильную пространственную организацию. Существенным условием письма А.Р.Лурия считает сохранение принятого задания, что обуславливается работой лобных отделов мозга.
Таким образом, письменная речь является сложной и осознанной формой речевой деятельности человека. Ее сложная многоуровневая структура обеспечивается деятельностью не отдельных «центров», а сложных функциональных образований, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Список литературы
Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР,1955. – вып. 70.- С. 104 – 151.
Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина,1968. – 79 с.
Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст] / Л.О.Бадалян. - М.: Медицина, 1984. – 576 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. – Т.2. – 504 с.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Журн. Советская педагогика, 1954 - № 6. - 79-94.
Зиндер, Л.Р. Очерк общей теории письма [Текст] / Л.Р.Зиндер. - Л.: Наука, 1987. – 114 с.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н.Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М.: АПН РСФСР, 1959. – 586 с.
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р.Лурия. - М.: Московский ун.,1969. – 504с.  
Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р.Лурия. - М.: Педагогика, 1950. – 506 с.
Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р.Лурия; Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998, – 416 с.
Павлов, И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды [Текст] / И.П.Павлов. - М.: Институт практической психологии, 1996. – 320с.
Симерницкая, Э.Г. Межполушарная организация психических процессов и ее формирование в онтогенезе: Автореф. … дис.канд. псих. наук [Текст] / Э.Г.Симерницкая. - М., 1985. – 28 с.
Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: Интор, 1998. – 112 с.