План — конспект урока обществознания. 6 класс. Делу -время, потехе час.

План - конспект
урок обществознания
6 класс
тема урока
"Делу время, потехе час"

Цель урока:
Научить ребят правильно распределять своё время

Задачи урока:
1. Определить суть понятий: «время», «свободное время».
2. Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
3. Воспитывать качества, позволяющие рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий; коммуникабельность.



Оборудование урока:
учебник «Обществознание 6 класс» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы,
выставка «Хобби ребят нашего класса», презентация, музыкальный фрагмент для проведения психологической разгрузки

Тип урока: урок изучения нового материала


ХОД УРОКА
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке


I. Организационный момент урока.

II. Вступительное слово учителя с целью актуализации ранее полученных знаний.

- Отгадайте загадку:
«Мы день не спим и ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим»
- Зачем человеку нужны часы?
- Что такое время?
Слайд 1
- «Толковый словарь русского языка» Владимира Ивановича Даля дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
Слайд 2
- Какие единицы времени вы знаете?

- Где особенно необходимо учитывать такую маленькую единицу времени как секунда?
- Какие пословицы и поговорки о времени вы знаете?
- Как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Давайте представим на минутку, что произошло бы, если бы не захотели делать свою работу вовремя: водители автобусов, учителя, актёры театра, работники электростанции?
- Мы с вами вели разговор о взрослых людях, но организации своего свободного времени человек учится с детства.

III. Сообщение цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой проводить свое свободное время.
Тема нашего урока «Делу - время, потехе – час».
Слайд 3
IV. Изучение новой темы.

1. Фронтальная беседа с учащимися с целью уточнения понятия «свободное время».
- У восточных народов есть такая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». А русский народ подметил: «Работе время, а досугу час», «После дела и гулять хорошо». Попробуем и мы вместе с вами сделать шаг навстречу времени. Поучимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и заняться любимым делом. А правила просты:
-Определите, какие дела для вас обязательны?


- Выполняйте обязательные дела и домашние обязанности своевременно.
Оставшееся от обязательных дел время, мы назовём его свободное время, используйте для отдыха, получения удовольствия. Делайте в это время то, что вам хочется
Слайд 4
- Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята, не произошло то, о чем рассказал один детский журнал.

2. Работа по учебнику.
Работа учащихся:
а) рассмотреть иллюстрации на стр. 87 в учебнике;
б) прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег;

- Как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время?

- А какие дела, занятия вы считаете полезными?

3.Виртуальное
« Путешествие в прошлое».
Слайд 5
Работа со статьёй учебника.с. 88.

- Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, чем занимались в дворянских семьях, как проводили свободное время раньше?

Предварительная словарная работа.

Чтение статьи учителем, беседа по прочитанному.
- В каком доме мы оказались богатом или бедном?
- Чем занимаются молодые люди в этом доме?
- Можно ли сказать, что так они проводят свободное время?
-Изменились ли занятия свободного времени детей прошлого века ив наши дни?

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

- Побывав к картинной галерее, составьте рассказ по любой иллюстрации о занятиях молодёжи в ХIХ веке, используя термин « свободное время».
Слайды 6 - 14


4. Дискуссия с учащимися «Наше свободное время»
Слайд 15
- Как проводят свободное время современные дети?
- Какие телевизионные передачи вы смотрите?
- Почему?

- Какие передачи полезно смотреть?

- Сколько часов можно смотреть телевизор?

- Какую пользу приносят занятия спортом человеку?

Вывод:
- Чем бы вы не занимались в свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться, расширяли ваш кругозор.

5.Психологическая разгрузка (Звучит тихая, спокойная музыка)
- Сейчас на уроках обществознания мы работаем над главой «Семья», поэтому для отдыха я выбрала следующую минуту отдыха:
Закройте глаза (5с)
Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5с.)
Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы ( 10 с.)
В вашей семье всегда будет ладно (3 с. )
В душе вашей будет светло и отрадно
( 3 с.)
В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.

6. Рассказ учителя о хобби Александра Порфирьевича Бородина.
( В пределах рубрики « Жил на свете человек»)
Слайд 16

- Мы говорили о том как можно проводить свободное время, а ещё было бы здорово, если бы у вас появилось хобби, как например у А.П.Бородина.
- Но прежде ответьте, что такое хобби?

Словарная работа.
- Давайте посмотрим, как даёт толкование этого слова словарь. С.223
Слайд 17
7. Дискуссия о хобби учащихся класса.
- А у вас есть хобби? Расскажите о нём.

8. Рефлексия.
- Работая над главой «Семья», мы с вами узнали много нового.
- Давайте вспомним, что такое семья?

- Кто может быть хозяином в семье?

- Давайте, представим, что наш класс одна большая семья: все мальчики – это папы
( будущие папы), все девочки – это мамы
( тоже –будущие). Обсудите в своих группах, какие обязательные дела будут в ваших группах, и как вы будете стараться организовать свободное время ваших семей.

9. Составление синквэйна со словом семья.
- Давайте обобщим все наши знания о семье в стихотворении.




V. Итог урока.
- Чему был посвящён наш сегодняшний урок?




- Я надеюсь, что вы будете ценить каждую минуту времени, ведь его невозможно повернуть назад, оно всегда идёт только вперёд.
- Пусть с вами никогда не повторится история героев мультфильма «Сказка о потерянном времени»
Фрагмент вышеназванного мультика.
Слайд 18
VI. Домашнее задание.
П.9, составить свой режим будничного и воскресного дня.








- Часы.

- Чтобы знать время.
- Ответы учащихся.












- Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.
- При определении результатов спортивных рекордов.

- «Минута час бережёт», «Делу – время, потехе – час»
- Смысл этой пословицы в том, что уметь работать и отдыхать, а также о вреде бесполезно проведённого времени.
- Многие люди опоздали бы на работу, сорвались бы учебные занятия, зрители театра не смогли бы увидеть премьеру, народ остался бы без электричества.





Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.





















Предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.














Работа учащихся по учебнику





- Нет, они занимались бесполезными делами, за исключением Сергея, который выгуливал собаку.
- Чтение книг, просмотр образовательных телепередач, занятия спортом.












С.88, самостоятельное знакомство со словами: клавикорды, арфа, вариация.


- Мы оказались в богатом доме.

- - Они собрались у клавикорды, пели, танцевали.
- Да, можно так сказать.

- Немного изменились, сейчас мы не посещаем балы.




- Заслушиваются рассказы учащихся.









- Они занимаются спортом, смотрят телепередачи, играют на компьютере.
- Образовательные, спортивные, новости дня
- Помогают расширять кругозор, быть в курсе происходящих событий

- Которые дают новые знания

- 2 часа в день, если – больше – это вредит здоровью.

- Они дарят ему здоровье, долголетие, красоту


































- Увлечение чем – либо.





- Рассказы учащихся о своих любимых занятиях, показ созданных ими изделий, их отзывы о том, что даёт им их увлечение.



- Социальная группа, основанная родственных связях.
- Муж, жена, оба.


- Выступления представителей групп.









- Ответы учащихся.
Семья
Большая дружная
Помогает воспитывает учит
Семья – это папа, мама, дети.
Семья – союз
- Мы учились правильно распределять своё свободное время, чтобы успеть и поработать, и с пользой потратить своё свободное время.