История послевоенной Германии как отражение биполярности мира (урок-исследование для учащихся 11-х классов)

История послевоенной Германии как отражение биполярности мира
(урок-исследование для учащихся 11-х классов)

Цели урока: 1) охарактеризовать развитие Германии в послевоенные годы, нашедшее свое отражение в системе противоречий двух миров;
2) закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
3) воспитывать учащихся в духе национального сознания и достоинства.

Оборудование урока: настенная карта, компьютерная презентация, выставка фотодокументов.
Форма урока: урок-исследование.

Структура урока:

1.Организационный этап.
2. Этап изучения (исследования) нового материала:
а) Постановка проблемной задачи;
б) Послевоенное развитие Германии;
в) Раскол Германии: образование двух
государств;
г) Проблема Западного Берлина. Возведение Берлинской стены;
д) Период разрядки и его особенности;
е)Горбачевская «перестройка» и ее влияние на дальнейшую судьбу двух Германий. Объединение Германии.
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.

Ход урока:
Вступительное слово учителя о начале изучения новой темы, ее актуальности.
а) Постановка проблемной задачи: Выявить основные тенденции развития Германии в послевоенный период и доказать, что биполярность мира нашла свое отображение в послевоенной истории немецкого народа.
б) Послевоенное развитие Германии.
Повторение материала с элементами дискуссии:
Каковы были итоги Второй мировой войны для Германии?
Какова была причина раздела Германии на зоны оккупации? ( Варианты ответов: подготовка условий для создания нового демократического общества, расчленение и окончательная ликвидация немецкого государства, начало зарождения конфликта между двумя системами)
Учитель: Единая вначале политика стран-союзниц (демилитаризация, денацификация, декартелизация, решение экономических вопросов) приводит к все возрастающим разногласиям между бывшими союзниками.
Исследование нового материала с элементами дискуссии: В чем состояла суть разногласий между бывшими странами-союзницами? (варианты ответов: Великобритания, Франция, США стремятся построить общество, основанное на свободе личности и частной собственности; СССР стремится внедрить сталинскую модель социализма, не имеющую ничего общего со свободой личности, демократией, частной собственностью).
в) Раскол Германии: образование двух государств.

Работа со схемой «Зоны оккупации Германии». Слайд 1.
Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Как отразилось создание вначале Бизонии, а затем и Тризонии на положении СССР? (варианты ответов: СССР остается в «гордом одиночестве», СССР откажется от идеи претендовать на Германию как сферу своего влияния).
К каким последствиям приведет раскол Германии на зоны оккупации? (Создание ФРГ и ГДР).
Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи: раскол Германии – закономерный итог противостояния двух могущественных блоков. Слайд 2.
Работа со схемой «Биполярность мира в свете истории послевоенной Германии». Слайд 3.

Опережающее задание учащегося: «Общая характеристика ФРГ и ГДР».
Составление плана-конспекта выступлений учащихся в тетради.
Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Какой тип хозяйствования сложился в ФРГ? 2. Какой тип хозяйствования сложился в ГДР? 3. Какой тип хозяйствования, по вашему мнению, даст наибольшую экономическую отдачу? 4. Существуют ли, по вашему мнению, плюсы в системе социалистического планирования? 5. Оправдано ли было стремление СССР превратить ГДР в «витрину социализма»?
г) Проблема Западного Берлина. Возведение Берлинской стены.
Учитель: Проблема Западного Берлина оказалась миной замедленного действия. «Благодаря» Западному Берлину в начале 60-х годов мир оказался на грани Третьей мировой войны.
Опережающие задания учащихся: « Бегство из ГДР». Слайд 4.
«Ультиматум Хрущева. Диалог Кеннеди-Хрущев». Слайд 5.
«Возведение Берлинской стены. Характеристика бетонного монстра». Слайд 6.
« Хрущев о возведении стены». Слайд 7.
«Прыжок в свободу!». Слайд 8.
Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи – возведение Берлинской стены стало апогеем развития как двух немецких народов, так и апогеем развития международных отношений. Мир поставлен на грань Третьей мировой войны. Слайд 9.
д) Период разрядки и его особенности.
Учитель: 70-е годы 20 столетия характеризуются как курс на разрядку международной напряженности. Ценой огромных усилий был достигнут паритет в ядерных и иных вооружениях. Мир пришел к пониманию необходимости поиска компромисса.
Работа со схемой «Международные договоры 70-х годов 20 столетия». Слайд 10.
Исследование нового материала с элементами дискуссии: Предположите, как отразятся международные договоры на отношениях стран, принадлежащих к диаметрально противоположным лагерям?
Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи: 70-е годы 20 столетия оказались периодом, когда полярные друг другу страны доказали, что конструктивный диалог возможен. Однако период разрядки не оказался долговечен – вторжение ОКСВ в Афганистан в 1979 г. прервало процесс международной стабильности. Слайд 11.
е) Горбачевская «перестройка» и ее влияние на дальнейшую судьбу двух Германий. Объединение Германии.
Учитель: В 1985 г. в СССР приходит к власти новый, молодой, инициативный политик М.С.Горбачев. С именем этого человека связывают новый курс в международной политике – от конфронтации к сотрудничеству; появление концепции «нового мышления», связанной с признанием, что ядерная война не может быть средством достижения политических и идеологических целей. Последней точкой, поставленной новой концепцией, станет развал коммунистической системы. СССР ясно дал понять, что вмешиваться впредь во внутренние дела стран социалистического лагеря не будет.
Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Предположите, какова будет реакция стран социалистического лагеря на горбачевскую «перестройку»? (Варианты ответов: цепная реакция революций, сбрасывающих коммунистических лидеров одного за другим; резко отрицательная со стороны коммунистических лидеров). 2. Как вы думаете, каким будет отношение к советской перестройке в ГДР? 3. Какой будет реакция мирового сообщества на «новое мышление» Горбачева?
Опережающие задания учащихся: « Э.Хоннекер – человек-эпоха». Слайд 12.
«Р.Рейган – человек-эпоха». Слайд 13.
« 40-летие создания ГДР». Слайд 14.
« События 10 ноября 1989 г. Падение Берлинской стены». Слайд 15.
«Музей Берлинской стены». Слайд 16.
« События 3 октября 1990 г.». Слайд 17.
Вывод в свете решения проблемной задачи: На долю послевоенной Германии выпала сложная судьба. Международная ситуация , связанная с биполярностью двух противоборствующих систем сделала Германию заложницей политических интересов двух сверхдержав – СССР и США. Слайд 18.
3.Подведение итогов урока.
Оценивание качества работы учащихся.
Домашнее задание.
Учитель: Период эйфории, последовавший за объединением Германии, оказался не столь длительным, как предполагалось. Две Германии вскоре столкнутся с определенными трудностями совместного общежития. Какими? Этот вопрос выносится на самостоятельное исследование.
(Оформляется по усмотрению учащихся в виде таблицы, сравнительной характеристики, исторической схемы и т.д.)





15