Доклад на тему Парный танец-кадриль. Особенности исполнения.


Парный танец-Кадриль.
Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение. Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.
Hаиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К ней относят игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур. Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.
Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.
Кадриль-еще один вид русского народного танца. От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено. Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.Русский народный танец кадриль - это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Русская кадриль - танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца - белорусская, литовская, украинская. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.
Говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:
Кадрили присущ музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
Исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
В танце может быть минимум пять фигур и максимум 12;
Этот танец отличается характерной композицией.
Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.
Само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.
Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.
Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев.
В России танец появился только в начале 18 века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ансамблей. Основным развлечением на ансамблях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято. Помимо других танцев танцевали и «англьоун» - (английский), один из танцев под общим названием контрдансы (деревенский танец). Исполнение «англьоу» было очень своеобразным и интересным. Кавалеры и дамы первой пары должны были изображать различные фигуры, имеющие в основе игру. Так, например дама целовала кавалеров губы. Кавалер придумывал невообразимые прыжки и пируэты, которые должны были повторять все кавалеры. Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась (видоизменилась), утратила всё салонное, приобрела народную манеру, она совершенствовалась и создавалась заново, но сохранила свои композиционные особенности. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились названия на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок. Где больше всего распространена кадриль в России? В основном в бывших больших торговых городах, возле рек: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Там, где были приезжие иностранцы. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки - исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов и плясунш, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей - манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т.п. сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города, а также требования времени.
Формы и принципы построения кадрили многообразны, фигуры её довольно сложны по композиции - по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. И не случайно в одной из русских народных песен поётся: «Сказал: «Катенька, пойдём со мной гулять, Во веселы хороводы поиграть, На мудрённые кадрили посмотреть...» Кадриль учились плясать с 10-11 летнего возраста.
Основная трудность исполнения кадрилей - в особенности их манеры, стиля и характера исполнения. Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В некоторых кадрилях по ряду различных причин не всегда выдерживаются эти формы построения от первой фигуры до последней. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили. Но это смешение происходит чаще всего внутри той или иной фигуры.
Принадлежность кадрили к одной из этих групп определяется по начальному и конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом построении. Квадратная (угловая), «на четыре стены», «по углам». Это группа кадрилей исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.
В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар:
• Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;
• Две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте или же кружатся;
• Две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или же меняются местами;
• Две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними. Несмотря на схожесть рисунка, кадрили резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей той местности, в которой бытует данная кадриль.
Линейная (двухрядная) кадриль, здесь может участвовать от двух до 16 пар и даже более. Слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противоположной парой. Главное в композиции линейной кадрили - пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях, и на просторах улицы.
Линейным кадрилям присущи свои различные построения и переходы пар:
• Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место; " Пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на своё место; " Девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней, тогда девушки находятся в линиях;
• Две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия. Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь I фигурой кадрили.
Круговая здесь участвует чётное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда может плясать и нечётное количество - 5 или 7 пар, но количество пар должно быть меньше четырёх.
Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведётся по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя. Движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда и по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно.
• Парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот, девушки стоят на своих местах, а их партнёры проходят по кругу.
• Парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров.
• Девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звёздочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам.
• Парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу, исполнители совершают обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.
Лансье является разновидностью кадрили. Этот танец ведёт своё происхождение из группы английских контрдансов, что и кадриль, и во многом схож с нею. Лансье появилось в России через 50-60 лет после кадрили и прошло тот же путь, что и кадриль - от салонного танца до народной пляски. Лансье в народе иногда называют «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик», «лансе» и т.д. Эта пляска не получила такого широкого распространения, как кадриль, и встречается в северных обл. России и в Сибири. Лансье исполняет чётное количество пар, построение квадратом, реже двумя линиями. Пары переходят по диагонали. Фигуры в лансье меньше, чем в русской кадрили. Чаще - 5 фигур, иногда 4 или 6. каждая фигура имеет свою мелодию. Обязательной фигурой является «шен». Лансье исполняется степеннее, чем русская кадриль.
Принципы построения кадрили: 1. Построение пары против пары
2. Построение танца по отдельным фигурам
3. Музыка для каждой фигуры
4. Возврат партнера и партнерши на свое место Кадриль на Украине.
Кадриль широко используется на Украине. Она отличается больше хореографическими вариантами музыкального материала. Некоторые народные кадрили с хореографической стороны имеют то или иное сюжетное развитие, например «Шалантух». Это сближает кадриль с такими сюжетными танцами на бытовые темы, как «Микола», «Гарненька молодичка», «Торлицд» и др. каждая фигура кадрили имеет соответствующую музыку, в основу которой положены ладово-интонационные и ритмические особенности украинского мелоса.
В отличие от других жанров бытовые танцы с давних времён были в центре внимания композиторов и хореографов. Кадриль складывается из множества фигур (до 12-ти). Музыкальный материал кадрили в большинстве случаев состоит из песенных мелодий («Ой, не ходи Грицю», «Баламуте» и др.)
В инструментальном исполнении используются также мелодии польки.
Примеры кадрилей «Охроміевицька кадриль» «Держанівська кадриль» «Красилівська кадриль» «Подшілська кадриль» «Поліська кадриль» «Іванівська кадриль» «Ланце (Линець)» «Українська кадриль («Дев'ятка») «Кадриль «Шалантух». Белорусская кадриль.
В Белоруссии во второй половине 19 века получили широкое распространение кадрили и бытовали в различных местных вариантах. На основе некоторых из них в наше время были созданы сценические образцы : «Ланская», «Турэйская», «Смаргонская» и др. А иногда и под самостоятельными, отдельными названиями: «Лянцяй», «Врубель», «Чижык», «Бычок», «Шор», «Нажницы» и др. Кадрили можно встретить в белорусских сёлах и деревнях ещё и сегодня. Но танец явно уже потерял прежнюю популярность и постепенно уходит из быта. Но танец находит для себя благодатную почву в сценическом, национальном хореографическом искусстве. Белорусам импонирует простота движений, разнообразие построений кадрили, оказавшихся близкими по духу собственному танцевальному творчеству.
Кадрили были отмечены своей свободной непринуждённостью, демократичностью, непосредственной связью со вкусами и потребностями населения данной местности. Начать хотя бы с того, что вместо 6 фигур, положенных во французской кадрили, и 5 фигур в лансье белорусская кадриль могла насчитывать их от 4 до 12. И здесь народная фантазия буквально неистощима. Для каждой фигуры изобретается свой рисунок, своя тональность, своё композиционное построение и смена эмоциональных состояний в фигурах.
Названия фигур по деревенскому обычаю выкрикивал перед началом заводила, от чего создавалось своё определённое настроение. «Проходка» - первая фигура - важная, степенная и в то же время полна скрытого юмора, шутливого любования своим напускным самодовольством. «Воротах» - вторая фигура - мелкий бисерный узор, деловито и старательно выделывая каждое па. В разудалом беге, заполняя всё пространство стремительно меняющимися кругами - III фигура «Колечко». IV фигура - бодрая, жизнерадостная и весёлая «Лявониха». Название каждой фигуры кадрили часто как бы определяет её хореографическую лейттему. Например восьмифигурный «Лянуяй»: 1. «проход» 2. «воротца» 3. «встреча» 4. «колонка» 5. «крест» 6. «верёвочка» 7. «пробежка» 8. общая полька Здесь абсолютно всё - от названия самого танца, преобразованного и осмысленного и как определение пляски, «прогоняющей лень», до лексики - своё, национально- самобытное. Фигуры кадрили часто составляются из танцев, уже знакомых белорусам раньше «Барыня», в середине пляшут «Казачка» или «Рускача», а в конце «Лявониху». Позже кадриль вообще становиться как бы танцевальной сюитой, компоненты которой связываются лишь определённым порядком следования фигур. Вот какой «интернациональный» кадрильный набор существовал: 1. галоп 2. оберек 3. марш 4. мазурка 5. краповяк 6. вальс 7. русский 8. полька По принципу сюитности построена и музыка кадрили. В ней можно встретить мелодии народных танцев, инструментальные переложения хороводных песен, самостоятельные инструментальные наигрыши. Музыка здесь подчиняется хореографии и решительно обрывается, как только заканчивается исполнение той или иной плясовой фигуры. Кадрили редко исполняются с песнями.
Подобно количеству фигур, нет строго установленных рамок и для числа участвующих в танце. От двух до 16 пар - вот наиболее частый состав кадрили. Характерные в кадрили рисунки - круги, кресты, ворота, колонны, линии, звёздочки. Колена - различные вращения парами, «ныряние» трёх участников под руки друг другу и др. Основные ходы - ритмизованные шаг и бег
Движения - па-де-баск, шассе, глиссады, притопы и др. Характерные черты для белорусской кадрили: " танцы кадрильного образца как бы «открываются» и «закрываются» общим круговым движением участников. Круг - излюбленный народом хореографический рисунок. Это может быть просто ход парами, вращение вальсом или полькой, бег в сочетании с какими-нибудь коленами и т.п. " распространённое явление в белорусских кадрильных танцах - форма своеобразного хореографического рондо, когда после каждой фигуры исполняется дополнительно одни и те же фигуры или колена. (Например: «3 пятага» - каждая из 5 фигур сопровождается полькой, которую танцуют поочерёдно один из парней с каждой из четырёх девушек). " Характерным для белорусских кадрилей является повторение каждой парой, каждым участником по очереди заданной фигуры или фрагмента фигуры. (Например: если девушка идёт «здороваться» к одному из чужих партнёров., то этот же приём обязательно повторяют и все другие участницы кадрили). Мало того, протанцевав колено с одним партнёром, девушка должна исполнить то же самое и со всеми другими. В таком принципе танца «всех со всеми» особенно ярко проявляется массовый, демократичный характер кадрили.
И в то же время это придаёт ей чётко организованный, планомерный, симметричный вид.
• В белорусской кадрили можно встретить солирование участников попарно или в одиночку.
• Встречаются кадрили, исполняющиеся не парами, а двумя или несколькими тройками. Как правило, составляются они из юноши и двух девушек. (В русском танце такая разновидность кадрили называется «Шестера»)
• Особую группу образуют кадрильные танцы, возникшие в результате слияния формы кадрили со старинными народными хореографическими традициями. Бычок, Чижик, Врубель и т.п. Чаще всего музыка их не имеет смены частей, и все кадрильные фигуры идут под одну мелодию. Иногда такие «укороченные» кадрили состоят из двух танцевальных фигур и соответственно двух музыкальных частей. • Отличительная черта некоторых кадрилей основной хореографический ход (боковое па шассе «Галёпка») По исполнительной манере белорусские кадрильные танцы делятся на 2 вида: медленные, важные, степенные и живые, быстрые, стремительные.