Разработка урока на тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека»


165036567691000Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методическая разработка урока. Обществознание. 10 класс.
Тема «Мировоззрение и его роль в жизни человека».
Разработала: Удовица Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания.
2015г.
Цели урока:
Личностные:
- осознать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.
Метапредметные:
- аргументировать свою позицию, используя межпредметные интеграционные знания.
Предметные:
-знать базовое понятие «мировоззрение».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация
2. Изучение нового материала
3. Рефлексия
4. Домашнее задание Вопрос: что помогает человеку ориентироваться в сложном и быстро меняющемся современном мире?
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Определение понятия «мировоззрение»
Типы мировоззрения.
Отличительные черты современного мировоззрения старшеклассников.
Анкетирование:
1. Есть ли у вас идеал? Если есть, то кто им является?
2. Влияет ли идеал на формирование ваших жизненных целей и ориентиров и каким образом?
3. Что больше характерно для системы вашего мировоззрения: научная или религиозная составляющая?
Если они существуют на паритетных началах, то укажите это.
4. Важен ли для вас посыл о необходимости самовоспитания в сфере нравственности? Если да, то почему?
5. Кто в большей степени повлиял на формирование вашего обыденного мировоззрения? Перечислите наиболее важные его составляющие.
6. Что наиболее важно для вас в системе вашего мировоззрения в целом и что вы готовы отстаивать, идя на любые трудности, лишения и даже потери?
Роль мировоззрения в жизни человека.
Задание
1.Попробуйте дать определение понятия «мировоззрение».
2. Сравните его с определением в учебнике стр. 114-115.
Схема на стр. 115.
Задание:
- приведите примеры обыденного мировоззрения.
- стр. 116 – каковы особенности обыденного мировоззрения?
- приведите примеры религиозного мировоззрения.
- стр. 116 – каковы его особенности?
- приведите примеры научного мировоззрения.
-стр. 116-117 – каковы его особенности?
3. Работа с документом:
определите типы мировоззрения людей, ставших участниками событий, описываемых в следующем тексте:
«В 1929г. на о. Соловки, в страшном Соловецком концлагере, с приближением Пасхи началось усиление репрессий… и антирелигиозная пропаганда. В антирелигиозный музей, помещавшийся в бывшем игуменском флигеле, ежедневно стали устраиваться «экскурсии»… Заключенным показывали «вскрытые» мощи преп. Зосимы и Савватия… Чекисты давали «объяснения», в шапках, с цигарками во рту, всячески подчёркивая своё богохульство. А по ночам в великой тишине и тайне, рискуя быть пойманными и запытанными до смерти, пробирались в этот «музей» заключенные священники, монахи и верующие миряне и, обливая кровавыми слезами оклеветанные раки преподобных, благоговейно молились и за себя и за всю Россию» (Основы нравственности: учеб. пособие для школьников и студентов Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушявичене.-М., 2000.-с. 490).
Вопросы и задания к тексту:
-что делает мировоззрение человека столь важным основанием его духовности, что он готов отстаивать его иногда даже ценой своей жизни?
Проанализируйте другие примеры подобного противостояния из истории.
-есть ли для вас столь важные аспекты вашего мировоззрения, которые вы готовы отстаивать при любых обстоятельствах?
Результаты анкетирования:
1. 100% - да
2. 50% - да, 50% - нет
3. 40% - религиозное, 22%-научное, 38%-на паритетных началах.
4. 93,75% - важен посыл самовоспитания
5. 75% - родители повлияли на их мировоззрение
6. 50% - за свободу вероисповедания, 50% - важно отстоять свою точку зрения.
Сделайте вывод.
Сравните с выводом на стр. 117-118.
Что нового узнали на уроке?
Прочитать стр. 114-120, устно ответить на вопросы и задания к тексту.