Сценарий музыкально-литературной композиции

Дети войны.
Начало.
Фанфары. Стук сердца. Симфония №5 Шостаковича.
Презентация на экране « Лица детей Сталинграда».

Это / дети сороковых годов. Всмотритесь внимательнее в их лица. Они мало чем отличаются / от наших детей. Но / есть что-то очень важное / и трагическое в том поколении, которое с малых лет столкнулось с войной / лицом к лицу. Это их переживание, это их боль. Это их надежды / и их мечты, которые для многих / так и остались просто мечтами. Но это именно те дети, ради которых советский солдат шёл в атаку. Это именно те дети, ради которых матери совершали / подвиги в тылу. Да, эти дети были / символом нашей победы. Это были те дети, которые расплатились за войну самой дорогой ценой. Ценой своего собственного / детства. Поэтому нашу историю / мы посвящаем всем детям войны.


Мелодия «Рио - Рита»,

дети играют (в мяч, прыгают на прыгалке, кто-то вытирает окно, сидят в кружком в песочнице, играют в ладошки, мальчик запускает самолёт, в прятки, девочка качает куклу, мальчик возит грузовик на верёвочке)
Звуки войны ( дети пугаются, расходясь в полукруг)

Вперёд выходит девочка в пуховом платке под музыку.

Что случилось, скажи мне, ветер  Что за боль у тебя в глазах? Разве солнце не так уж светит, Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете  Вдруг застыли, раскрыв глаза? Что случилось, скажи нам, ветер, Неужели это война?

Солнечным ранним утром в июне, В час, когда пробуждалась страна. Прозвучало впервые для юных  Это страшное слово – война.( вместе)

(Стихи под видео ряд, музыка)
Над Волгой дыхание смерти, И всплески кровавых огней. И в страшной, шальной круговерти, Увидишь, ты, лица детей.
Зачем? За какую провинность Они угодили сюда? За что проявила немилость К их душам невинным судьба?
Ответ мы отыщем едва ли. И дела не выправит он. Из чёрных горящих развалин, Лишь слышен подавленный стон. И в тёмных расколах подвалов, Как в давних веках на Руси, Простая молитва звучала: Помилуй Господь и спаси. Бог, может быть, их не покинув, Хотел бы молитву принять, Но в грохоте адских разрывов, Ребячьих молитв не слыхать. А дьявол с крестами на крыльях, Нёс смерть и страданья с небес. Сил злобных сплошное засилье, Как будто бы Бог не воскрес.

Им было больно нестерпимо,
Они стояли нерушимо.
Когда свет в окнах исчезал,
А утром кто-то не дышал. Да, молох войны беспощаден. А к детям безвинным вдвойне, Всегда ненасытен жаден. Так было на каждой войне. Но память жива, невредима, О тех, кто не вышел из тьмы. Они в Сталинградских руинах
Навеки остались детьми.


Звуки сирены, паника, все убегают.
Выбегают трое.

Девочка: Война началась для меня со звуков страшной тревоги. Мы с мамой и братом выбежали из дому и побежали в бомбоубежище.
Мама: Гул самолётов нарастал с такой силой, что под нами дрожала земля. В эту минуту не добежав до дверей бомбоубежища дочь, обернулась ко мне и закричала.
Девочка: Я забыла дома свою любимую игрушку!
Мама: Я пыталась ухватить её за руку, но она вырвалась и побежала обратно за своим плюшевым мишкой.
Девочка: Мне очень нужно, чтобы он тоже остался жив!
Мама и братик: Таня! (убегают за ней)

Звуки войны.
Выходит девочка с мишкой на руках.

Оборванного мишку утешала Девчушка в изувеченной избе: "Не плачь, не плачь... Сама недоедала, Полсухаря оставила тебе... ... Снаряды пролетали и взрывались, Смешалась с кровью черная земля... Была семья, был дом... Теперь остались Совсем одни на свете - ты и я..." ... А за деревней рощица дымилась, Поражена чудовищным огнём, И Смерть вокруг летала злою птицей, Бедой нежданной приходила в дом... "Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу, И мне дадут на фронте автомат. Я отомщу за то, что слезы прячу, За то, что наши сосенки горят..." Но в тишине свистели пули звонко, Зловещий отблеск полыхнул в окне... И выбежала из дому девчонка: "Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.." ... Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна... А сколько их, девчонок и мальчишек, Осиротила подлая война?!..


Хореографическая композиция под песню «Дети войны»


Презентация (дети говорят под музыку «Тёмная ночь»)

Взрослые сказали, что началась война. Но я не испугался. Мы с мальчишками часто играли в войну, я только удивился - почему навзрыд плачет мать? Потом понял - беда пришла к нам.
Отца забрали на фронт. Он нас всех обнял и быстро-быстро зашагал по дороге. Раз, два оглянулся и всё
Зима была лютая, а тёплой одежды нет. Даже варежек. Пальцы отморозила. Как они ноют по ночам. ...За этот год я потеряла маму, папу, трёх сестёр, тётю и дядю.
Нам выдали карточки на хлеб. Детям по 600 грамм в месяц. Потом на керосин и сахар. На карточках предупреждение - «При утере не возобновляются». Потеряешь-останешься голодным.
Однажды, мы получили задание - смести всё с пола колхозного амбара. Чего там только не было! Мусор, окурки, камешки, но и остатки муки были. Мы всё смололи, аккуратно просеяли и принесли домой по кульку ржаной муки. Сокровище! Мама испекла хлеб. Этот хлеб был вкуснее всего на свете! Вкуснее всех пряников и пирогов. Его аромат и вкус я запомню на всю жизнь!
Мама работает в пекарне, но хлеб домой не носит. Посадят в тюрьму. Мама после работы так вкусно пахнет хлебом! Младшая сестрёнка обнимает её вечером крепко-крепко, нюхает, не отпускает.
В школе дают болтушку. Берут две ложки муки, заваривают её кипятком и взбалтывают. А иногда дают кусочек сливочного масла. Я не ем. Несу домой братишке.
Бумаги нет. Мы пишем на старых газетах между строк. В классе холодно, мы пишем в варежках. Ручек нет, сами их делаем. А вместо чернил разводим сажу.
Мама продала на базаре своё колечко, купила буханку хлеба и сто граммов конфет «Кавказ». Сделала из хлеба и конфет торт.
Помню, когда я училась в 4 классе, сообщили о великой победе. Прямо во время урока всех собрали во дворе и поздравили. Все плакали, радовались, начали плясать и кричать.
Все устремились в центр города, все счастливые, музыка, духовые оркестры, баяны, гармошки. Как здорово! Пусть так будет всегда!

Светило солнце в утро то
И в небе птицы пели.
В тот день, всё было хорошо,
И дети просто жить хотели.

Они узнали страх и боль потери.
Смотрели взрослыми глазами на беду.
И верили, конечно свято верили
Народ наш выиграет войну.

Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года...
Юные герои всегда рядом с нами,
В нашем строю навсегда!
Они были простые ребята. Такие же, как мы. Они жертвовали своим прошлым, ради нашего будущего.


ЛЁНЯ КУЗУБОВ.
В свои 12 лет убежал на фронт. Юный разведчик участвовал в боях под Сталинградом. Дошёл до Берлина. Награждён орденами и медалями.

СЕРЁЖА АЛЁШКОВ.
Ему было всего 7 лет. Молодой боец награждён медалью «За боевые заслуги».

ВИТЯ ГРОМОВ.
13 лет. Был разведчиком части, которая обороняла Сталинград. Три раза переходил линию фронта. Громовым Виктором взорван склад боеприпасов, принимал участие в боях. Награждён медалью «За оборону Сталинграда»и медалью «За отвагу».

ЛЮСЯ РАДЫНО.

В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

САША ФИЛИППОВ.
Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей нашего города будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши назван парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.

ВОЛОДЯ ДУБИНИН.
Юный разведчик действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Помогая саперам вести разминирование - Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом Красного Знамени.

ЛЮСЯ РЕМИЗОВА. Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».

Не ради славы жизнью рисковали,
И о наградах не мечтали
Ценою жизни приближали,
Победный майский день.

Но память жива, невредима, О тех, кто не вышел из тьмы. Они в Сталинградских руинах Навеки остались детьми.

Как хорошо влюбляться и смеяться.
Как хорошо порою погрустить Как хорошо встречаться и прощаться И просто хорошо на свете жить.
Как хорошо проснуться на рассвете Как хорошо, что ночью снятся сны Как хорошо, что кружится планета Как хорошо на свете без войны!

Волгоград-Сталинград, Души павших ребят, Всё горят – просто некуда деться. Просто нету наград, Нет на свете наград, Что достойнее памяти сердца.
Помни, что ты- потомок великих побед, великих героев. Мы помним, мы уважаем, мы гордимся. Мы приклоняемся перед подвигами настоящих героев.

Песня «Птица белая»
( Шары с птицами)
15