Урок по русскому языку для 3 класса «Безударная гласная в корне слова»


Урок по русскому языку для 3 класса «Безударная гласная в корне слова».
УМК «Школа 2100»
Учитель: Ощепкова Ольга Вениаминовна
МАОУ СОШ №132 г. Екатеринбург.
Цель: обобщить знания об орфограмме безударная гласная в корне и закрепить алгоритм проверки этой орфограммы.
Задачи:
Вспомнить и обобщить знания об орфограмме безударная гласная в корне слова.
Закрепить алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне.
Формировать устную речь учащихся, расширять их словарный запас.
Формировать навыки планирования своей работы.
Формировать навыки коллективного сотрудничества.
Формировать осознание значения изучения орфограммы безударная гласная в корне и русского языка в целом.
Прививать любовь к Родине и русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация.
- Наш урок мы с вами начнем словами Алексея Николаевича Толстого « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после вечернего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Красиво сказано?
- Так писатель говорит о своем отношении к русскому языку.
- Как вы относитесь к русскому языку?
- Урок русского языка для каждого из вас легкий или трудный и почему?
- Как вы думаете для чего нам нужно изучать русский язык?
- Да, русский язык трудный. А вы любите преодолевать трудности?
- Кто уверен, что сегодня на уроке справится со всеми трудностями?
- Трудности всегда преодолеваются легче, если человек все делает с хорошим настроением! Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов сегодня на уроке себе и своему соседу.
2. Целепологание.
1) На доске записаны слова:
*сеннийг*лодныйв*чернийб*р*жокст*р*жить
гр*за
- Какие буквы пропущены в словах?
- Что вы знаете о гласных?
- А почему они пропущены в словах?
- Скажите, чему мы будем учиться и научимся, выполняя это задание?
- Какова будет тема нашего урока?
- Как мы определим, какую гласную нужно писать в слове?
- Что мы должны сделать?
- Запишите в тетрадь эти слова вместе с проверочными, выделите орфограмму.
осенний – осень
голодный – голод
вечерний – вечер
сторожить – сторож, сторожкагроза – грозы
- Проверьте, сравнив с записью на доске.
3. Актуализация знаний.
2) На слайде слова:
Сорока, воробей, грачи, скворец, ворона.
- На какие группы мы можем разделить эти слова с точки зрения окружающего мира? Правильно.
(слайд с правильным ответом: 1 группа – оседлые – сорока, воробей, ворона; 2 группа – перелетные – грачи, скворец).- А с точки зрения русского языка? Молодцы!
(слайд с правильным ответом: 1 группа – сорока, воробей; 2 группа – грачи, скворец, ворона).- Как же нам не ошибиться в написании слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова?
- Подберите проверочные слова ко 2 группе слов. Что для этого нужно сделать?
Запись в тетради.
4. Обобщение и закрепление знаний.
3) В группе слов лиса, лисенок, лисий, лисята, лисонька
Определите какие слова будут проверочными, а какие проверяемыми?
- Что для этого нужно вспомнить?
Ответьте на эти вопросы.
Фронтальная проверка.
Физкульминутка. (попробовать показать телом буквы а,о е,я)
4) Самостоятельная работа с карточкой (у каждого на парте карточка с одинаковым заданием).
Гр*бной, см*треть, л*сной, з*мля, т*гровый, п*ля, т*мнеть.
Спиши, вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, поставь ударение, выдели корень, обозначь орфограмму.
Взаимопроверка: обмен тетрадями с соседом по парте.
5) Работа с учебником (стр. 102, упр. 4)
Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши только второй абзац текста. Обозначь знакомые орфограммы.
- Как мы будем выполнять это задание? Давайте еще раз озвучим алгоритм проверки безударной гласной.
- Давайте проверим себя, все ли мы вспомнили. (на слайде алгоритм, ребята проверяют себя, закрепляют алгоритм).
Фронтальная проверка.5. Итог урока. Рефлексия.
- Для чего, ребята, нам нужно выполнять такие задания?
- Чем они пригодятся нам в жизни?
- Что было самым удивительным для вас на уроке?
6. Дом. задание.
Творческое: придумайте 1-2 задания по изучаемой орфограмме для вашего друга, соседа по парте.