Программа элективного курса по биологии Решение экологических задач с региональным содержанием


Элективный курс по биологии для учащихся 9 классов (8 часов)
«Решение экологических задач с региональным содержанием»
Пояснительная записка
 Программа соответствует методологическим принципам современного биологического познания, на основе которых у учащихся формируется системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность, исследовательские умения и навыки. Элективный курс  рассчитан на 8 часов. Содержание курса сочетается с основным курсом  биологии и не противоречит ему во времени.
     Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы экологического образования, важнейшими навыками выполнения практических работ.        Основные приоритетные методики изучения элективного курса таковы:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
обучение на основе опыта и сотрудничества;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
предметно-ориентированный подход.
 Данный элективный курс является предметно-ориентированным. Элективный курс выполняет следующие функции:
расширяет содержание базового курса биологии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
позволяет школьникам научится решать экологические задачи.
      
Цели элективного курса:
воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
развитие творческого потенциала учащихся;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
закрепление, систематизация знаний учащихся по экологии и биологии;
обучение учащихся основным подходам к решению экологических задач;
изучение основных законов и понятий  по экологии;
углубление и расширение знаний о природе родного края.
Задачи элективного курса:
научить учащихся решать экологические задачи разного типа;
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии и химии;
развивать учебно-коммуникативные навыки;
продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края
Планируемые результаты
     После изучения данного элективного курса учащиеся должны: 
знать:
Основные понятия экологии: экологическая пирамида, плотность популяции, видовой состав, пищевые сети и цепи.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны
 уметь:
решать расчетные экологические задачи;
решать творческие экологические задачи;
решать задачи на нахождение плотности популяции и видового многообразия;
составлять пищевые цепи
решать задачи на правило «10 процентов».
Формы контроля:
самостоятельные работы;
практические работы;
В работе используется сборник задач, составленный учителем. Задачи данного сборника составлены на основе материала о нашей республике - Удмуртии. В нем описаны растения и животные, которые обитают в нашей местности. Знания природы родного края, будет способствовать воспитанию чувства любви к своей малой Родине, формированию гражданской позиции. Решение предложенных задач поможет усвоить правила и нормы поведения в природе.

п/п Тема занятия Кол-во  часов Форма занятия
1. Расчетные задачи 1 Практическая работа
2. Расчетные задачи 1 Практическая работа
3. Творческие задачи 1 Практическая работа
4. Творческие задачи 1 Практическая работа
5. Задачи на нахождение плотности популяции и видового многообразия 1 Практическая работа
6. Задания на составление пищевых цепей 1 Практическая работа, работа в группах.
7. Задачи на правило экологической пирамиды (правило 10%) 1 Практическая работа,  работа в группах.
8. Итоговое тестирование 1      
     Литература
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие  для учителя. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. -144 с.
Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие\ под ред. Т.В. Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. – 304 сБанников А.Г и др. Охрана природы\ под ред. А.Г.Банникова. – 2- е изд.; перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1985.- 287 с.
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах\ авт. – сост.М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград.- Учитель 2008.- 167 с.
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006 .- 112 с.
Естествознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа.- М.: Вентана – Графа, 2006.-80 с