Статья Эффективность реализации дидактического материала «Моя малая Родина – Абый» для патриотического воспитания дошкольников



Эффективность реализации дидактического материала «Моя малая Родина – Абый» для патриотического воспитания дошкольников

Черемкина Елена Егоровна воспитатель
Чиркова Акулина Дмитриевна старший воспитатель
МБДОУ № 2 «Харыйачаан»Абыйский улус
Республика Саха (Якутия)

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам патриотического воспитания в дошкольных учреждениях. Выявлены особенности использования дидактических материалов в патриотическом воспитании дошкольников. Создан дидактический учебный, наглядный материал «Моя малая Родина –Абый».
Ключевые слова: Родина, Абый, патриотизм, семья, село, природа, дидактический материал.
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Любовь к своей Родине – одно из самых сильных человеческих и благородных чувств. Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Как это сделать? Скорее всего, начать с малого - рассказать о том месте, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края.
Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села  –  это,  прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане.  
Как известно первые уроки патриотизма дети получают в семье. Нравственно-патриотическое воспитание детей – приоритетное направление деятельности многих дошкольных образовательных учреждений.
Организация соответствующей работы с детьми предусматривает не только использование ресурсов социального окружения , но и создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ для нравственно-патриотического воспитания дошкольников: уголков, мини-музеев, краеведческих комнат.
В настоящее время накоплен немалый опыт в области организации данной работы с детьми, и их родителями, но результаты диагностики знаний детей по теме «Где я живу» свидетельствуют , что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные. Есть проблема, которую необходимо решать. Как? Прежде всего нужны эффективные средства. Мы предполагаем, что таким средством может стать технология педагогического проектирования. Так возник проект «Моя малая Родина – Абый».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.
Проект «Моя малая Родина – Абый» направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с ФГТ. Для реализации проекта разработан тематический план «Моя малая Родина – Абый». Данный план предназначен для расширения знаний детей о родном крае, село Абый, где живут дети, его обычаях, профессиях людей и формирования на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.



Особенностью проекта является создание в работе с детьми дидактического учебного, наглядного материала «Моя малая Родина –Абый», куда входят макет села, СРИ-конструктор «Балаган», электронно-учебное пособие «Абый», настольно-дидактическая игра лото «Торобут дойдум – Абый».
Подготовительный этап проекта начинается со сбора и систематизации информации об особенностях родного края в процессе организации бесед, наблюдений, экскурсий, сбора фотографий, иллюстративного материала, оформление патриотического уголка и оформление альбомов: "Мой любимый детский сад", "Профессии моих родителей", "Фотохроника группы» (сбор материала с родителями) .
Основной этап проекта состоит из реализации проекта через различные образовательные области, работы с родителями, совместных мероприятий с детьми и родителями , участия в выставках, конкурсах.
В данный момент проект находится на этапе реализации основного этапа. За это время изготовлены настольно-дидактическая игра лото «Торообут дойдум – Абый», сюжетно-ролевая игра-конструктор «Балаган», макет села, электронно-учебное пособие «Абый», создан видеоролик «Гномики» и оформлен патриотический уголок «Родной край». Проведены целевые экскурсии в лес, на озеро и по улицам села, открытые просмотры для родителей и педагогов по ознакомлению с природой и трудовой деятельностью сельчан и творческая выставка детей.
Проведенные контрольные срезы показали, что у детей появился интерес к родному краю, в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре родного края.