Тяезисы к докладу для III Российских ежегодных педагогических чтениях имени Академика РАО С.О. Шмидта Краеведческий педсовет


Использование экскурсионной формы в урочной и внеурочной деятельности в целях формирования патриотического сознания школьников.
Тезисы.
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.
Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
Я представляю школу Красноглинского района поселок Мехзавод. Дети наши удалены от исторической части города, от театров, музеев. Культурные традиции в наших семьях складываются в поездках на турбазы, на шашлыки, на речку, в лучшем случае на дачу. Отдыхать на природе это полезно, это прекрасно, но не мешало бы родителям сказать ребёнку в каком населенном пункте они находятся, как деревня бабушки называется и почему именно так.
Поэтому главная цель наших занятий узнать современный город, где находится определённая площадь или улица, как добраться до театра и т.д.
В своей школе я преподаю «Краеведение», если можно так выразиться в различных формах и видах. В начальной школе с 1-го по 4-й класс это внеурочная деятельность;
В 5-6-х классах это уроки по расписанию и с оценкой. В 7-8-х классах это факультативные часы.
Городским школьникам попроще знакомиться с родным городом, они каждый день пешком, да на различном транспорте могут ездить. Для наших детей поездка в Самару – целое событие, путешествие. Поэтому мы, учителя, стараемся больше возить детей на экскурсии. Но ведь очень ценны экскурсии, составленные самими учащимися.
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
В конце XIX – начале XX в. в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.
Экскурсия учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.
Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.
Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения.
Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой.
Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции.
Н. П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.
Экскурсии всегда привлекали людей. В России началом развития экскурсионного дела считается вторая половина XVIII в., когда Н. И. Новиков и В. Ф. Зуев выдвинули идею о целесообразности организации для детей прогулок и экскурсий в природу.
Способствовало этому распространение работ чешского педагога Я. А. Коменского, придававшего серьезное значение наглядности и предметности в процессе обучения. Рекомендации о проведении экскурсий появились в «Уставе народных училищ» (1786), а в «Школьном уставе» (1804) указывалось, что надо не только проводить экскурсионные прогулки в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников, другие предприятия.
Необходимость экскурсий в природу отмечал и К. Д. Ушинский. Ребенок под руководством учителя познавал и воспринимал окружающий его конкретный и предметный мир, действительность. Экскурсионные прогулки вошли в практику преподавания педагогов отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений .Количество экскурсий в конце XIX – начале XX в. постоянно увеличивалось. Появились новые виды экскурсий: посещение частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций, музеев.
В годы Советской власти популярными стали экскурсии на производство, ознакомление с передовым опытом, проведение лекций на предприятиях. Во многих музеях организовались коллективные посещения и лекционные курсы по различным отраслям знаний.
Затем появились такие научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.
Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях России (в Тамбовской области проводятся воспитательно-экскурсионные работы в Доме-музее имени Г. В. Чичерина, музей имении С. И. Рахманина и т. д.).
Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.
На позитивную роль экскурсий в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.
В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й половине 18 века (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мириево, В. Ф. Зуев).
В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др.
Со 2-й половины 19 в. Экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ.
В кон. 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцов, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др.
В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд "Школьные экскурсии: их значение и организация", в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам.
В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие к собственной судьбе.
Одним из первых в России Д. Н. Кайгородов поднял вопрос о необходимости водить школьников (вместо сидения в душных классах на уроках естествознания) на экскурсии в природу. Предложенный им экскурсионный метод, а также воспитание природной красотой оказало большое влияние на русскую педагогическую мысль.
В. Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а, изучая окружающую природу, совершать с учащимися экскурсии в горы, на поля, в леса, включать в учебные занятия изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой.
Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
Экскурсии убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.
Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Экскурсии бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного памятника, его использованием и охраной».
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. Эффективность исследовательских экскурсий зависит от подготовки к ним.
Подготовка к экскурсии.
Каждую исследовательскую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; находит материал с информацией по объектам; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.
В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход исследовательской экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:
— краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;
— самостоятельная работа учащихся;
— форма отчетности школьников;
— проверка выполнения самостоятельной работы;
— обобщающая беседа.
Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач исследовательской экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.
Методика организации исследовательской экскурсии.
Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детя устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени Но учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам.
Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме:
1. Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.
2. До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие – то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
3. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. п.
4. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения
5. Обобщение и формулировка вывода.
Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по её ходу, по мере выполнения заданий.
Итак, на экскурсии основными источниками информации являются методы наблюдений, сравнений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских – объяснение и беседа.Во время экскурсий не только закрепляются исторические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в музее, около памятников, в общественных местах.
При обучении учащихся в составлении экскурсии используются активные формы работы и методы обучения .Активные формы работы и методы обучения способствуют:
- формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
- формированию умения принимать и анализировать решения и решать проблемы;
- развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях в жизни человека и общества;
Работы в парах- способствуют формированию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.
Работы в группах – создают перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Проектирование- особый вид деятельности, в результате которого обучающиеся:
-учатся ставить задачи;
- учатся анализировать ситуацию;
- выделять проблему;
- формулировать ожидаемые результаты;
- находить оптимальный способ решения проблемы;
- составлять план действий;
- оценивать и анализировать свою работу;
- соотносить полученные результаты с ожидаемыми. - создают конечный продукт их собственного творчества;
Технологии сотрудничества - воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, оценивают, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе - являются средством оптимизации процесса обучения.
Применение средств ИКТ позволяет:
-концентрировать внимание учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
- дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
- экономить время на уроке;
Внеурочные формы деятельности - имеют важное значение в формировании представлений о нравственных нормах, в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам.
Уроки-экскурсии - формируют понятия «содержание священных книг», «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурно-художественным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к материальны и духовным ценностям, священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии , знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Составление словаря-глоссария ( понятий и терминов) - способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, а также, систематизации и усвоению учебного материала.
Работа с литературными произведениями - формирует личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства.
Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Технология портфолио - позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, истории, обществознания.
Без поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому необходимо активно привлекать родителей в учебный процесс. Приобщать родителей при подготовке домашних презентаций, приглашать на открытые мероприятия, проводить анкетирование, давать рекомендации.
Вместе с детьми родители могут познакомиться со священными сооружениями и их предназначением -посетить мечеть, церковь.
В плане работы содержатся темы на которых обучающиеся знакомятся с различными видами религий, их особенностями и общими принципами вероисповедания. В изучение этих тем включены уроки-экскурсии в мечеть, церковь. Целью экскурсий является формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии по синагоге, буддистской ступе, знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Составляя свои собственные маршруты учащиеся стараются изучить историю своего посёлка Мехзавод, Красноглинского района. Учениками, например, были разработаны следующие маршруты:
- «Достопримечательности посёлка Мехзавод»;
- «Школы нашего посёлка»;
- «Памятники Красноглинского района»,
- «Дорога к храму».
Очень интересную экскурсию мы разработали совместно с ученицей Капаевой Валентиной «Северный Свет Богородицы над Самарой». По данному маршруту мы возили и старших и младших учащихся.
Мне самой нравится составлять маршрут экскурсии по храмам, ведь порой уже 8-ки, а в церкви ни разу не были, и, порой не знают самого элементарного: как в храм войти и т.д. Ничего не заставляю делать в храме, хотя бы посмотрите, послушайте и задумайтесь над своими поступками и отношением к жизни. На таких экскурсиях никто равнодушным не остается по отношению к истории Малой Родины, тем более если восстанавливается или строится у тебя на глазах, и ребята начинают ощущать себя частичкой истории поселка, района, губернии.
Когда была создана новая губерния в насчитывалось Церковных сооружений на территории губернии было: 406 православных церквей, 3 монастыря, 31 молитвенный дом, 66 католических и лютеранских храмов, 142 мечети.
Площадь вновь созданной губернии составляла около 14 млн. десятин. Вдоль Волги губерния тянулась на 800 км. На территории губернии находилось 405 сел, 1139 деревень, 166 хуторов (два южных уезда – немцы-колонисты), 115 селец (часовня), 24 слободы, 66 колоний, 1 губернский и 6 уездных городов.
Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют ему полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его, что в свою очередь способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися.