Урок систематизации знаний по математике на тему «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток» (2 класс)


Урок систематизации знаний по математике.
Тема: Систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток».
Цель: - совершенствование вычислительных умений в сложении и вычитании чисел в пределах 100 без перехода через разряд;
- формирование навыков счета;
- совершенствование умения решать задачи, сравнивать выражения, решать выражения удобным способом и ориентироваться в геометрическом материале;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- формирование познавательной мотивации;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
- воспитание аккуратности при работе.
Класс: 2
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро, тетради, компьютер, проектор, экран, карточки в виде пирожков с примерами, сигнальные карточки для рефлексии, карточки с примерами в виде яблок, диск с гимнастикой для глаз, презентация к данному уроку.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
Технология развития критического мышления. Эта технология способствуют активизации мышления, повышают учебную мотивацию;
Технологии группового обучения. Развиваются коммуникативные свойства личности, соблюдаются правила взаимоотношений и сотрудничества;
Личностно-ориентированные технологии. У учащихся создается положительный эмоциональный настрой на работу, в конце урока дети анализируют и оценивают свою деятельность;
Здоровьесберегающие технологии. На уроке в чередовании используютсяразнообразные виды деятельности. А также методы, направленные на развитие интеллекта, коммуникативных навыков,
самооценки и взаимооценки. В содержание урока включены физкультминутки, подвижная и гимнастика для глаз;
Планируемые результаты. Предметные результаты:
В результате изучения темы, обучающиеся должны:
- знать название и последовательность чисел от 1 до 100;
- знать разрядный состав числа:
- формировать навыки счёта, вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать и составлять обратные задачи;
Метапредметные результаты, способствующие формированию УУД:
познавательные: - формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного задания;
- строить логическое рассуждение.
коммуникативные: - формировать умение работать в паре, находить
общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- уметь выполнять взаимопроверку;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- уметь осуществлять контроль в форме сопоставления способа действия и его результата;
личностные: - формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт!
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Потому что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. (Читает ученик)
«Дорогие друзья! У меня стряслась беда. Гуси-лебеди унесли моего братца.
Помогите мне, пожалуйста, отыскать его»
- Странно, письмо без подписи. Кто бы его мог написать? Ребята, вы мне подскажете?
- Девочка Маша из русской народной сказки «Гуси-лебеди».
- Дети, поможем Маше отыскать братца? Но для того, чтобы попасть в сказку, нам нужно два раза топнуть левой ногой, три раза хлопнуть над головой. Произнести: 1, 2, 3 – сказка в гости приходи! (см. слайд №1). Итак,
мы попадаем в сказку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
- Ребята, как вы думаете, какая же цель нашего путешествия?
- Дети определяют цель и задачи урока.
- Верно, целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут наших героев и нас, так как мы должны будем помогать своими знаниями. Сегодня мы закрепим полученные ранее знания. Будем решать задачи, находить
значения выражений, находить периметр, сравнивать числа.
Приготовились? (Ответы учеников).
3. Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
На полянке дети играли, как могли,
Налетели гуси, братца унесли.
Девочка расстроена, девочка спешит,
И в дорогу дальнюю, с волнением бежит.
Трудно ей, конечно, быть одной в пути,
Поможем ей, ребята, Ванюшку, найти? (Ответы учеников).
Горы и озёра нужно ей пройти,
Но на счастье девочки, печка на пути (см. слайд №2)
- Печка, моя матушка, милая, скажи:
Куда же гуси-лебеди братца унесли?
- Давайте, ребята, вспомним, как печка помогла девочке?
- Печка не указала ей путь, потому что девочка не стала кушать пирожка.
- А наша сказка математическая, мы должны выполнить задание.
И сказала печка важно ей в ответ:
- Выполнишь задания и найдешь ответ.
Поможем Машеньке? (Ответы учеников).
А. Устный счет.
Решение неравенств (см. диск в приложении к учебнику).
- Печечка довольная, похвалила класс
И в дорогу дальнюю проводила вас.
- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Б. Нахождение значения выражений.
- А с кем дальше встретилась девочка?
- С яблонькой. (см. слайд №3)
- Яблонька зелёная, милая, скажи
Куда же гуси-лебеди братца унесли?
Значение выражений нужно вам найти,
Чтобы братца Ванечку скорее вам спасти.
- Поможем дальше спасать братца? (Ответы учеников).
Перед вами на доске яблоня, нужно сорвать яблоко и найти значение
выражения.
- По одному ученику подходят к доске, берут яблоко и решают выражение,
остальные работают в тетрадях.
4. Физкультминутка.
Гуси-лебеди летели, братца Ванюшку несли, (поднять руки и помахать)
То взлетали, то взмывали, то спускали до земли, (потянуться высоко и присесть).
Побежим и их догоним, братца Ванюшку спасем, (бег на месте)
Сядем тихо, все вздохнем, и опять считать начнем (глубокий вдох, выдох, сесть за парты).
Продолжение актуализации, обобщения и систематизации знаний.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Продолжаем путь, с кем же дальше в сказке встретилась девочка?
- С речкой.
- Какое задание попросила выполнить речка девочку?
- Выпить киселя.
- Согласилась ли Машенька это сделать?
- Нет, поэтому речка не помогла ей.
- А мы с вами будем так поступать, как Маша? (Ответы учеников).
- Мы будем помогать девочке искать ее брата? (Ответы учеников).
- Реченька молочная, кисельные берега,
Подскажи, родимая, где живёт Яга? (см. слайд №4).
В. Работа с однозначными и двузначными числами.
- Ребята, если мы правильно выполним задание, перед нами откроется карта
куда следовать дальше.
Перед вами числа: 5, 12, 35, 21, 20, 9, 44, 4, 76, 63, 97, 48.
Расположите их в порядке возрастания.
(проверка фронтально с места, затем демонстрация с экрана см. слайд №5).
- На какие две группы разделим числа?
- Двузначные: 12, 35, 21, 20, 44, 76, 63, 97, 48;
Однозначные: 5, 9, 4.
- Почему они так называются? (Ответы ребят).
- Карта перед нами. Итак, отправимся в путь. (см. слайд №6)
- Куда мы попали?
- В лес.
- Что было дальше в сказке?
- Девочка заблудилась в лесу и набрела на избушку на курьих ножках.
- Правильно. А в нашей сказке немного по-другому. Давайте посмотрим на
экран.
Г. Решение числовых выражений.
- Повернув направо заглянем под ель.
В избе на курьих ножках Яга прядет кудель (см. слайд №7)
- По цепочке каждый ряд начинает движение по своей тропинке. Если правильно решим примеры, выйдем на общую дорогу.
5+5+20+5_20_10 (5)
15+5_20+10+15_20 (5)
- Проверим, хлопните, если правильно. При помощи этого числа откроем
замок, под которым Баба-Яга держит мальчика.
- Молодцы, ребята! Откроем дверцу в домик и Ванюшку возьмем!
6. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. (см. слайд №8)
Д. Решение задачи.
- Глазки отдохнули, продолжаем урок. Теперь нам нужно поторопиться вернуться домой, потому что скоро должны вернуться родители ребят.
- А куда они уехали в сказке?
- На работу.
-С кем дальше повстречалась девочка и как она поступила в этот раз?
- Она встретилась с речкой, попила киселя и даже спасибо сказала.
- Оставляя горы, реки позади, бежит, спешит та девочка,
Но речка на пути. (см. слайд №9)
- Речка, моя реченька, крутые берега,
Спрячь меня и братца, как спасла тогда!
- Задачу ты скорей решай,
Своих друзей на помощи призывай. (см. слайд №10)
Задача на слайде №11.
Баба-Яга приготовила 35 литров волшебного зелья. В первую бочку она налила 20 литров. Сколько литров волшебного зелья налила Баба-Яга во вторую бочку?
- Давайте, ребята, разберем задачу.
- О чем в ней говорится? (Ответы учеников).
- Назовите условие задачи. Что такое условие? (Ответы учеников).
- Назовите вопрос. Что такое вопрос? (Ответы учеников).
- Каким действием решается задача? Почему? (Ответы учеников).
- Запишите решение и ответ в тетрадь. (на доске записано краткая запись задачи. Решение и ответ дети записывают самостоятельно в тетрадь)
- А теперь составим обратную задачу. Что такое обратная задача? (Ответы учеников).
- Молодцы! Продолжаем урок.
Е. Геометрический материал.
- Яблонька кустистая, ветви опусти,
Спрячь детей, ветвистая, от гусей спаси. (см. слайд №12)
- Посмотрите на экран и выполните следующее задание. (см. слайд №13)
- Как называются эти фигуры?
- Многоугольники.
- На какие две группы можно их разделить? (Ответы учеников).
- Какие еще фигуры вы знаете? (Ответы учеников).
- Как они называются в математике?
- Геометрические фигуры.
- Откройте учебники на стр. 73 № 13, измерьте длины сторон красного треугольника и найдите периметр.
- Проверяем. (один ученик у доски решает)
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Ваш путь подходит к концу, но печка на пути,
Не можем мы, конечно, мимо здесь пройти.
- Отведайте, ребята, печного пирожка,
А я за это время отдохну пока. (см. слайд №14)
- Откинемся на спинку стула и закроем глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат пирожков с яблоками. А теперь считаем пирожки парами до 20.
- 2, 4, 6, 8 ,10, 12, 14, 16, 18, 20.
- Открыли глаза, вот мы и снова в классе!
(Каждому ученику раздаются карточки в форме пирожка, на которых написаны числа, нужно их представить в виде суммы разрядных слагаемых и выполнить взаимопроверку в парах).
- Все сейчас получите карточки, выполняете задание и проверяете друг у друга, если найдете ошибку, то нужно ее исправить, доказав правильный ответ. (Проверка индивидуально у каждого ученика)
8. Рефлексия.
- Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Я похвалю вас всех сейчас! (см. слайд №15)
- Вот и закончился наш урок. Понравилось ли вам работать сегодня на уроке? (Ответы учеников).
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы учеников).
- Вспомните, как вы ощущали себя на уроке. Оценим свои достижения при помощи сигнальных карточек: если было интересно, то поднимите зелёную карточку, если было интересно, но задания казались непонятными, то поднимите желтую карточку, если было трудно на уроке – красную карточку.
- Домашнее задание: стр. 73, № 12, 14