Открытый урок по алгебре Алгебраические дроби



ГУ «Озерная средняя школа»

Открытый урок
по алгебре
по теме «Сокращение дробей»
Подготовила учитель математики: Карева Е.И
Тема: "Сокращение алгебраических дробей"
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи урока:
образовательные:
а) закрепить у учащихся умение сокращать алгебраические дроби;
б) повторить способы разложения на множители.
развивающие:
а) приобщать учащихся к самостоятельной деятельности;
б) развивать инициативу, самостоятельность принятия решений, уверенность в своих силах;
воспитательные:
а) воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности;
б) воспитывать умение анализировать свою работу и работу одноклассников.
Оборудование:
а) оценочный лист;
б) индивидуальные задания каждому ученику;
в) компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
Психологический настрой.
Притча о бабочке
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?» Если он скажет «мертвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Выслушиваются варианты ответов учеников. (Делают вывод, что человек сам для себя решает, что ему важнее, как ему поступить в той или иной ситуации, он может только сам решить свои проблемы, поставить цель перед собой и стараться её достичь.)
Вопрос: Что самое ценное для человека?
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Выберите одно из предложенных вам ценностей и обоснуйте свой выбор. Почему именно это вы считаете ценным для человека.
Вот какой ответ дал известный учёный Ал — Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Сегодня, если вы сделаете установку на успех, то вы всё поймёте, всё усвоите, а я вам в этом помогу.
Итак, записываем число, классная работа
Тема нашего урока: «Сокращение алгебраических дробей»
Какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке. (Отработка навыков сокращения рациональных дробей). Прежде, чем мы приступим к работе познакомьтесь с оценочным листом
Слайд 2. У каждого из вас оценочный лист, в который будут выставляться оценки за задания.
Ф.И уч-ся____________________________________
№ задания задание оценка
1 Нахождение допустимых значений букв, входящих в дробь 2 Разложение на множители 3 Поразмышляем в группах 4 Сократи дробь 5 Тест Итоговая оценка. 2. Актуализация опорных знаний.
Проверка теоретического материала.
- Что такое алгебраическая дробь?
- Основное свойство дроби.
- В каком случае алгебраическая дробь имеет смысл?
- Способы разложения на множители.
1 задание. Найти допустимые значения букв, входящих в дробь: (Самостоятельно)

Вывод: В каком случае алгебраическая дробь имеет смысл? ( если знаменатель не обращается в 0)
Учитель: Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Какие способы разложения на множители вы знаете? ( вынесение общего множителя, формулы сокращенного умножения)
2 задание. Разложить на множители:

Учитель: “Изучать материал не размышляя, все равно, что есть не переваривая”.
3 задание. Поразмышляем в группах:



 


   
 
Каждому человеку свойственно ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
“Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова”.
4. задание. Сократить дробь

Учитель: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”
Тест “Сокращение дробей”
Сократить дробь:
1.   А.  Б.  В. 
2.  A.  Б.  В. 
3.   А.  Б. –  В. 
4.   А. – 1 Б.  В. 
5.   А.  Б.  В. 
Проверьте тест, поставьте общую оценку за урок.
Подведение итога урока
Какую тему мы сегодня закрепили? ( сокращение рациональных дробей)
Что такое алгебраическая дробь?
- Основное свойство дроби.
- В каком случае алгебраическая дробь имеет смысл?
Домашнее задание.
Рефлексия.
Самопроверка
1 А2 Б3 Б4 Б5 АТак выглядит картина в Третьяковской галерее известного русского художника Николая Богданова – Бельского. Картина, изображающая занятие устным счетом. В классе возле доски сидит учитель, а около него стоят ученики, занятые устным решением трудного примера. Ученики сосредоточены и увлечены работой, так как пример труден и интересен. На картине легендарная личность императорской России сельский учитель математики Сергей Александрович Рачинский. Название картины «Устный счет». Кто же главный герой картины? Главный герой  картины - это… математический пример, который сам Рачинский, будучи преподавателем сельской школы, изображенной на картине, преподнес для своих учащихся.
Докажите равенство.

Слайд 9. Домашнее задание.
П.24 № 445(4), № 447(1,3), №448(1)
Дополнительно: № 449 (1) (по желанию на "5")
Слайд 10. Проверочная работа, задания выдаются каждому ученику (после решения тетради сдаются на проверку учителю).
1 вариант. 2 вариант.

4. Итог урока.
В конце урока нужно обсудить с детьми, что же им помогло в течение урока, что вызвало трудности. Похвалить ребят за урок. За работу на уроке выставить оценки.