Курсовая работа по теме: «Формирование межпредметного понятия «Симметрия относительно плоскости» на уроке математики в 6 классе».









Курсовая работа по теме:

«Формирование межпредметного понятия
«Симметрия относительно плоскости»
на уроке математики в 6 классе».












Выполнили работу:

Боцарева Елена Владимировна
Шакало Татьяна Борисовна
Куртенкова Людмила Алексеевна
Гусева Ольга Николаевна
Бобылева Ирина Викторовна



г.Сланцы 2012.

Теоретический блок.

Субъектный опыт ребёнка по формированию понятия «симметрия» выявлен при изучении центральной и осевой симметрии в 5 класс. Задачей данного урока является формирование межпредметного понятия «симметрия относительно плоскости». В результате у учащихся должно сформироваться обобщенное представление о понятии: иметь образы понятия и различать свойства объекта.
Межпредметные понятия- это понятия, имеющие одинаковые значения и смысл
Например: симметрия – это соразмерность, одинаковость (в математике, в природе, в искусстве, в химии и т.д.)

Методический блок.
Профессиональный этап.
Симметрия в словарях:

1 Словарь Ожегова: СИММЕТРИЯ, -и, ж. Соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-н. по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. С. в строении кристаллов. Соблюдать симметрию.

2 Словарь Даля: СИММЕТРИЯ, ж. греч, соразмер, соразмерность, равно (или разно)подобие, равномерие, равнообразие, соответствие, сходность; одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин; сообразие, сообразность; противоравенство, противоподобие. Симметрическое расположенье дома, фасада, равнообразное на обе половины. Полная симметрия докучает, а изящное разнообразие красит и тешит вкус.

3 Словарь Кузнецова: Симметрия, -и; ж. [от греч. symmetria - соразмерность] Соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно центра, средней линии; строгая параллельность, одинаковость в расположении, размещении чего-л. С. геометрических фигур. С. частей человеческого тела. Чертёж построен в полном соответствии с законами симметрии. Приделал ещё одну деталь, для симметрии. Для симметрии разбили напротив вторую клумбу. Это цветовое пятно разрушает строгую симметрию рисунка.

Различные трактовки термина межпредметного понятия «симметрия»:
в математике – осевая, центральная, зеркальная, параллельный перенос, поворот;
в русском языке – симметричные слова – палиндромы (шалаш, казак, радар), а симметричные предложения – палиндромические предложения( а роза упала на лапу Азора);
в биологии и психологии – симметрия и ассимметрия (бабочка, лицо, друг – враг, хорошо – плохо).

Фрагмент урока (подготовительный этап)
1.Создание учебной доминанты + мотивация
(на доске тема урока зашифрована, различные рисунки и фразы).
2.Выявление субъектного опыта ребенка (заполнение таблицы).
3.Актуализация знаний и формирование объема вводимого понятия с выделением специфических свойств (проверка, анализ, обобщение, эвристическая беседа).
Эвристическая беседа с учащимися по выполненному заданию.
В результате беседы должны придти к выводу:
Что все указанные объекты обладают симметрией.
Подвести учащихся к выводу, что в математике симметрия абсолютна.
Только ли в роли симметричных объектов могут выступать вещи, живые организмы, геометрические фигуры?

Оказывается, симметричными могут быть процессы и взаимодействия.
Например:
- хорошо и плохо;
- друг и враг;
- единство и борьба противоположностей.

Где вопрос: «почему?» формирование УУД, умение обосновывать.

4.Создание обобщенного представления о межпредметном понятии (в ходе лабораторной работы).
Лабораторная работа на распознавание межпредметного понятия:
На столах учащихся находятся разные парные геометрические тела (шар, куб, цилиндр) и зеркало.
Задача: Рассмотреть различные произвольные расположения равных парных предметов и определить, при каких условиях они будут симметричны относительно зеркала.
5. Подведение к определению предметного понятия:
- формирование объема предметного понятия,
- на этой основе выделение существенных свойств и различных смыслов
В результате такой исследовательской деятельности учащиеся должны сделать вывод о свойствах симметричных фигур относительно плоскости, сформулировать определение и записать в тетрадь.




Общая структура урока

Название урока: «Симметрия вокруг нас».
Тема урока: Симметрия относительно плоскости.
Тип урока: урок формирования межпредметного понятия.
Цели в блоках достижения:
личностных результатов:
самопознание (выявление субъектного опыта, заполнение таблицы);
формирование целостного мировоззрения (используется в презентации) ;
метапредметных результатов:
умение применять знаки и символы, модели для решения учебных и познавательных задач (практическая и лабораторная работа);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с поставленной задачей (ответы на вопросы);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
формирование коммуникативной компетентности (диалог с учителем, работа в группах);
предметных результатов:
развитие умения распознавать виды симметрии в окружающем нас мире;

этапы урока и их содержание
планируемые результаты УУД

I. Подготовительный этап
Учебная доминанта.
На доске зашифрована тема урока, которую можно расшифровать только с помощью зеркала (симметрия).
Выявление субъектного опыта (работа по таблице).
Актуализация знаний с самооцениванием (эвристическая беседа по результатам заполнения таблицы).
Мотивация (гимн симметрии, рисунки, эпиграф, презентация).
Личностные:
Смыслообразование

Самооценивание,
Самопознание



Создание обобщающего представления о межпредметном понятии:
формирование объема МП (презентация, эвристическая беседа) формирование содержания МП (лабораторная работа с геометрическими телами: шаром, кубом и цилиндром)



Моделирование
Анализ
Обобщение
Выделение существенных свойств


Подведение к определению предметного понятия:
- формирование объема предметного понятия,
- на этой основе выделение существенных свойств и различных смыслов
По результатам лабораторной работы сделать вывод, сформулировать определение и записать в тетрадь.


Знаково-символические

Анализ
Сравнение
Обобщение












°15т~ Стандартный HTML<
Обычный (Web)Times New RomanCourier NewТеоретический блок