Конспект занятия по познавательному развитию Путешествие в страну Мастерилию



Воспитатель МБДОУ д/с № 32 Данильченко Т.Г.

Занятие в старшей группе детского сада.
Тема: «Путешествие в страну Мастерилию»
Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, её свойствами, видами, предназначениями. Продолжать учиться смешивать два цвета для получения третьего. Развивать мелкую моторику рук, умение пользоваться карандашом – штампом. Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук в ориентировки на плоскости листа. Развивать воображение, внимание, фантазию, любознательность. Закреплять знания о весне.
Словарная работа: смешивание, карандаш – штамп, викторина, писчая, оберточная, газетная, гофрированная бумаги.
Материал: картинки, бумага, картон, карта, Бумажная страна, разрезные карточки о весне, карточки для викторины с вопросами о весне, картинка для игры. Спор бумаги и картона: полоски с изображением предметов для игры «Помощники бумаги»: 2 листа бумаги, поддон с водой.
Раздаточный материал: карандаши-штампы на каждого, цветные картинки с изображением куста без листьев, розовая и салатовая краски, медали.
Предварительная работа: в течение недели рассматривать альбомы «К нам весна пришла», «Времена года». Перед «путешествием» (предварительно) дети самостоятельно смешивают белый и красный цвета, желтый и зелёный, коллекция бумаги.
Ход занятия:
Дети с воспитателем играют в группе, как вдруг раздаётся весёлая музыка, и появляются картинки – Бумага и Картон. Ребята называют гостей, а гости, в свою очередь, приглашают их совершить путешествие по Бумажной стране Мастерилии. Картон показывает карту королевства и говорит, что путешествие пройдёт интересно, но тяжело, так как в каждой части королевства нужно выполнить различные задания, чтобы прийти к дворцу Принца Карандаша. А он наградит самых умелых и сообразительных своих гостей
Дидактическая игра «Собери картинку»
Каждому ребёнку раздаются разные картинки с изображением весны. Их нужно правильно собрать и сказать, какое время года изображено? Как они поняли, что это весна?
Гости рассказывают, что Принц очень любит весну. Воспитатель, дети и гости начинают своё путешествие
Затем Бумага говорит, что детей уже ждёт второе задание
Дидактическая игра «Весенняя викторина»
Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых написаны вопросы о весне, и читает их, а ребята отвечают на вопросы.
Картон и Бумага ведут детей дальше. Вдруг возникает между ними спор.
Дидактическая игра «Разреши спор»
Дети стрелочками показывают, где слова Картона, где – Бумаги:
- Я тоньше
- Меня можно наклеивать
- А я бываю разного цвета
- А я прочнее и толще
- А на мне лучше рисовать
- А меня труднее разрезать
- Зато я лучше гнусь и складываюсь
По окончании игры Картон обижается и уходит, а бумага продолжает путешествовать с детьми.
Дидактическая игра «Помощники бумаги»
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены предметы в определённой последовательности: ножницы, линейка, клей, карандаш, но на каждой картинке не хватает одного или двух предметов. Дети должны назвать, чего не хватает.
Бумага благодарит детей и предлагает попрыгать и поиграть.
Физминутка
Мы пишем, рисуем
Режем, сгибаем – выполняют по действиям
Чертим и клеим
Мнём, отрываем – трут кулачками
Чтоб оказаться – идут, шагают
В сказке бумажной.
Ловкие пальчики – считают пальчики
Как это важно! – присаживаются и подпрыгивают
Бумага спрашивает у детей, знают ли они историю бумаги? Откуда она появилась? Воспитатель рассказывает историю появления бумаги и показывает коллекцию разных видов бумаги.
- Ребята, а знаете, что бумага существовала не всегда? Люди раньше делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах, камнях. Когда люди изобрели письменность, то есть научились использовать разные материалы для письма. Очень-очень давно в Китае была изобретена бумага. Её делали из дерева и бамбука. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго»- то есть бамбук. Много времени бумага была редким и очень дорогим материалом. А сейчас нашу жизнь трудно представить без бумаги.
Бумага говорит, что уже привела детей к принцу Карандашу, а сама убегает по важным делам, и просит ребят провести опыт №1:выяснить, правда ли, что если бумагу намочить, то она станет непрочной. Затем провести опыт №2: если одну сторону бумаги смять, а затем разгладить и потянуть в разные стороны, где быстрее порвётся бумага: где была мятая или, где осталась ровной и гладкой? ( Выполняются опыты, и в конце каждого опыта обязательно проговаривается вывод).
Воспитатель говорит детям, что они пришли к принцу Карандашу, а он ушёл в сказочный лес, помогать Весне-красавице пробуждать природу ото сна.
- Ребята, давайте и мы поможем Принцу и Весне. После суровой Зимы пришла красавица-Весна. Посмотрела Весна вокруг, и загрустила: всё кругом голо и пусто. Сколько ей предстоит поработать! Как ей одной со всем этим справиться? Решила Весна позвать на помощь Принца Карандаша, и всё делать по порядку: сначала землю приодеть, потом кустики нарядить свежей листвой, затем и за деревья взяться. Как же много кустов и деревьев?! А сколько травы и цветов надо вырастить! И все просят начать именно с них. Ещё больше загрустила Весна. Ребята, давайте нарядим землю травой и цветами, кустики приоденем молоденькими салатовыми листиками. Мы утром приготовили нужную краску и для цветочков и для листочков. Для цветов белую и розовую, а для листочков – салатовую, потому что весной листочки не тёмные, а светлые. А как мы получили их? (ответы детей). Мы смешали 2 цвета краски для цветов: белую и красную; для листочков – смешали жёлтую и зелёную краски. Давайте работать, помогать Весне.
Детям раздаются листы с изображением голого куста и земли. Ребята берут карандаши – штампы, и начинают ими рисовать листочки и цветочки. После того как дети нарисовали всё, воспитатель рассматривает с детьми их рисунки, и благодарит их за то, что помогли Весне и Принцу Карандашу.
В завершении, воспитатель говорит, что путешествие закончилось, спрашивает у ребят, что понравилось, что не очень, и вручает медали от Принца Карандаша «Юные друзья Бумажной страны».