Рабочая программа кружка Языкознание для всех

Панина Е.В.
Языкознание для всех

Пояснительная записка

Направленность программы – культурологическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Общее языкознание, или лингвистика, обычно является предметом изучения в высшей школе. Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, чем вызвана необходимость создания данного объединения учащихся в средней школе.
В школьном курсе русского языка общим сведениям о языке отводится скромное место: около 10 часов за пять лет обучения (5-9 классы) посвящeнo непосредственно общим сведениям о языке, а кроме того, некоторое количество языковедческих фактов разбросано по всему курсу. Для формирования современной языковой личности этого явно недостаточно. Нужно вырабатывать у детей отношение к языку человека как к уникальному инструменту и объекту познания. Научить сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку - значит дать человеку капитал, который он может использовать и приумножать всю жизнь. Ведь язык - это тот материал, поле для наблюдений, анализа, которое всегда с нами, независимо о выбранной профессии. Ещё в начале ХХ века выдающийся русский филолог И.А. Бодуэн де Куртенэ писал, что наука о языке, «как приучающая к внутреннему наблюдению и внутреннему опыту, может иметь громадное общеобразовательное значение».
Таким образом, учёные давно уже указывали на ту пользу, которую может принести общелингвистический подход в изучении языков. А сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий социального успеха, когда образованному человеку необходимо усвоить один, а то и несколько иностранных языков, когда в учебный план возвращается риторика, курс языкознания, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.
Всё сказанное выше определяет актуальность данной программы дополнительного образования.
Основная цель программы - развитие языкового мышления учащихся, а также соединение в одно целое знаний по русскому, иностранным языкам и другим языковым дисциплинам; фундаментом этого является единая лингвистическая терминология.
При разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Основные задачи объединения – образовательные и развивающие.
Образовательные задачи - познакомить учащихся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследований. Не менее (а может быть, и более) важными являются задачи развивающего компонента: повысить у детей интерес к языку, показать им связи различных языковых явлений между собой, а также с явлениями из других областей жизни, помочь им преодолеть психологический барьер перед трудностями в овладении иностранным языком и в изучении родного языка.
Очень важен и воспитательный момент. На занятиях кружка ребёнок, познавая логику развития и современное устройство родного языка, сам начинает относиться к нему с большой любовью и уважением. Повышается престиж изучения русского языка (который подчас у современных детей бывает ниже, чем престиж изучения иностранного).
Вместе с тем лингвистика, давая представление об устройстве языков мира, приводит детей к мысли о том, что все языки универсальны в выражении потребностей человека и в этом смысле равноправны, а значит, равноправны и народы, говорящие на них (в наше время это очень актуально).
Главные принципы, обеспечивающие реализацию программы:
добровольное участие в занятиях;
научность - сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям;
системность - как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определённой системе;
доступность - материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные возможности детей;
равное право всех учеников - как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных по русскому языку - на участие во внеклассной работе;
занимательность - использование игровых способов обучения, элементов драматизации, опыта личного творчества учащихся. Реализация данного принципа порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.
Отличительные особенности данной образовательной программы.
Хотелось бы отметить ещё одну отличительную черту курса языкознания. В нём происходит своего рода интеграция знаний, полученных школьниками из разных учебных дисциплин: русский и иностранный языки, литература, история и даже отчасти математика и информатика. Дети чувствуют востребованность их знаний практически из любых областей жизни, и это создаёт предпосылки для положительного эмоционального настроя. Более того, на занятиях востребованы не только знания из разных областей жизни, но и разные типы мышления (и лево-, и правополушарное). Это делает занятия разнообразными, поэтому дети не устают на них.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на один год занятий с учениками 5 класса.
Сроки реализации программы.
Программа курса рассчитана на 38 часов занятий в течение одного учебного года.
Формы и режим занятий.
С организационной стороны в работе объединения выделяются три части:
игровая часть (решение грамматических задач);
теоретическая часть (обобщение учителя или учащихся);
практическая часть (подготовка материалов для проведения грамматических игр, выпуска лингвистических стенгазет и т.д.).
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 часа.
Занятия проводятся по предварительно составленной программе. Программа обсуждается на первом занятии кружка и после соответствующих коррективов утверждается всеми его членами.
Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей - создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельного оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы - создание школьниками собственного проекта.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема. Содержание темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Язык и речь – чудо из чудес. Могущество слова
0,5
0,5
1

2
Как мы говорим. Фабрика речи. Значение и образ. Механизм языка
1
0
1

3
Звуки речи. Редкая буква (Э). Молчаливые буквы (о функциях букв Ъ и Ь)
0,5
0,5
1

4
Звукозапись. Шипящие. Скороговорки. Шипучий диктант
0,5
0,5
1

5
Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки. Игра «Кто быстрее?»
0
1
1

6
«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения. Раскинем умом
0,5
0,5
1

7
Строение слога. Полногласие
1
0
1

8
Игра «Умники и умницы»
0
1
1

9
Словообразование. Полезная гаплология. Игра «Одним словом»
0,5
0,5
1

10
Лексикология. Слова и вещи: почему так называется? Анализ слов
0,5
0,5
1

11
Многозначность слова и ее роль в обогащении словарного запаса русского языка
1
0
1

12
Переносное значение слова и его роль в создании художественных образов. Типы переноса значения
1
1
2

13
Синонимы идеологические, стилистические, контекстуальные
1
1
2

14
Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе
0,5
0,5
1

15
Антонимы разнокорневые и однокорневые. Многозначные слова и их антонимы. Синонимитричные пары антонимов
1
1
2

16
Контекстуальные антонимы. Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов
0,5
0,5
1

17
Паронимия и парономазия
1
0
1

18
Грамматическое строение фразеологизмов. Семантическая смежность фразеологизмов и их лексический состав
1
1
2

19
Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия фразеологизмов
1
1
2

20
Путешествие во фразеологическую сокровищницу (о происхождении фразеологизмов русского языка)
1
1
2

21
Выпуск лингвистической газеты «Богатство русской речи»
0
1
1

22
Конкурс «Знатоки русской лексики»
0
1
1

23
История слов. Обрусевшие иностранцы, перекрещенцы, слова-ошибки
1
0
1

24
Из истории имён и фамилий
0
1
1

25
Моё имя расскажет обо мне: имя и характер (устный лингвистический журнал)
0
1
1

26
Слова-имена, слова-фамилии
1
0
1

27
Приключения слов (цифра, икс, шахматные фигуры и термины)
1
0
1

28
Музей слов. Язык мировой культуры. Слова-эмигранты
1
0
1

29
Топонимика. Судьба географических названий
1
0
1

30
Лингвистические раскопки: соответствия и несоответствия
0
1
1

31
Лингвистический конкурс «В мире грамматики»
0
1
1

32
Как учили грамоте на Руси
1
0
1








Всего:
20
18
38








Литература для педагога

Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5 - 8 классах. М., 2003.
Жулий Т.Б. Кружковая работа по русскому языку. Киев, 1988.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980.
Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. М.,2004.
Ушаков Н.Н., Суворова г.и. Внеурочная работа по русскому языку. М.,1985.

Литература для детей и родителей

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания в 5 - 8 классах. М., 2003.










13PAGE 14115




15