Самоанализ к уроку по русскому языку по теме Имя существительное как часть речи 5 класс


Самоанализ урока.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык: 5 класс: в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А.
Название раздела, темы: Морфология. Имя существительное.
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: развить у учащихся умение распознавать имя существительное; определять лексическое значение имён существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность. 
Метапредметные: 
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная, совместная учебная работа, работа в парах,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: · Прием рефлексивной деятельности
- Прием «Кластер»· Метод конкретизации целей обучения · Метод открытого обсуждения новых знаний · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
 Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями и домашним заданием, лучики для солнца (для рефлексии), стойки (для имён).***
Данный урок входит в систему уроков в  разделе «Морфология».
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
Мотивация учебной деятельности была организована мной с помощью предложения – девиза «Ученику – удача, учителю – радость!».
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как кластер, который позволил детям вспомнить и озвучить значение, вопросы, синтаксическую роль и. 
Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран дидактический материал (стихотворение на этапе открытия нового знания), который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Для активизации учебной деятельности  в середине урока на этапе открытия новых знаний мною была использована групповая форма работы (работа в парах).
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности  у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им позиции по имени существительному, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран дидактический материал (ряд слов), который помог обучающимся отработать актуализированные знания, где основным помощником был Кластер, составленный в начале уроке.
Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления (кластер).
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления ( Кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии (работа в парах) – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.
Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочих карточек  позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся,  имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.
Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий в парах (самоконтроль).
Домашнее задание представлено также на карточке для экономии времени.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы формулировались детьми и являлись результатом их деятельности.
С помощью выводов урока и «Солнечного настроения» проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Работа в парах на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала  обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала  небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась  так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.