Перспективное планирование вариативной части в старшей группе



«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
ПРОГРАММА
организации кружковой работы
(вариативной части)
для детей старшей группы

Программа «Азбука безопасности»
Краткая аннотация
В данной работе представлен материал по организации работы с детьми от 5 до 7 лет по формированию основ безопасности жизнедеятельности на основе реализации индивидуального подхода к детям.
Содержание Программы «Азбука безопасности»
Паспорт программы……………………………………………………………..….. 2
Пояснительная записка…………………………………………………………….. 3
Концепция программы…………………………………………………………….. 5
Принципы построения программы
Этапы реализации программы Условия реализации программы…………………………………………………... 6
Содержание программы……………………………………………………………. 7
Работа с детьми……………………………………………………………... 8
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников…... 24
Работа с педагогическим коллективом ……… 27
Ресурсное обеспечение программы…………………………………………….…. 27
Оценка эффективности программы………………………………………….….… 27
Паспорт программы
Наименование программы Программа «Азбука безопасности» для детей
Тип программы вариативная
Вид программы модифицированная
Целевые группы Группы детей от 5 до 7 лет (старшие)
Срок реализации 1 год
Уровень реализации Дошкольное образование (вариативный компонент)
Цель программы Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки.
Задачи программы -сформировать основные правила личной безопасности дошкольников;
-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
-развивать познавательные, творческие способности,воображение, мышление, коммуникативные навыки;
-развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;
-учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим;
-воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту
-повысить вовлеченность родителей в деятельность ДО;
-повысить информационную культуру родителей по вопросам общественной и личной безопасности;
Направленность программы Программа «Азбука безопасности» разработана для организации кружковой деятельности (в качестве вариативного компонента) для обучения основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Программа подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями. Она предполагает работу с детьми, педагогами, родителями.
Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:
1. Ребенок на улице
2. Ребенок дома
3. Ребенок на природе
Ожидаемые результаты Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих.
Успешное освоение образовательной программы ДО, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность выпускников ДО к обучению в школе.
Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности.
Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно-образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям.
Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.
Внедрение в практику системы теоретических, практических занятий; учебно-методических материалов для детей, педагогов, родителей.
Обеспечение системы мер по обучению воспитанников действиям в чрезвычайных ситуациях.
Отсутствие детского травматизма
2. Пояснительная записка
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
       Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДО, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.
     Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработана программа кружка (вариативной части) «Азбука безопасности», направленная на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Актуальность:
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки.
Задачи:
сформировать основные правила личной безопасности дошкольников;
-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
-развивать познавательные, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;
-развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;
-учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим;
-воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту
-модернизировать предметно-пространственную среду на основе внедрения в образовательный процесс инновационных технологий;
-создать и внедрить в практику систему теоретических и практических занятий, учебно-методический комплекс материалов для детей, родителей и педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
-повысить вовлеченность родителей в деятельность ДО;
-повысить информационную культуру родителей по вопросам общественной и личной безопасности;
3. Концепция программы
Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить».
Данная программа рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данной программе социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе.
Данная программа носит открытый характер, что дает возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости, что дает возможность выполнить те цели и задачи, которые поставленны в ней. В процессе реализации программы предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.
Задачи данной Программы вытекают из основных задач Программы ДО.
4.Принципы построения программы
Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5-7 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я».
Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач - основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.
Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.
Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.
Принцип наглядности – учет особенностей мышления.
Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности жизнедеятельности каждым ребенком.
5.Этапы реализации программы
1.Вводный этап. Подготовительный
Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки. Анализ исходного состояния предметно-развивающей среды в группе.
2.Основной этап. Практический.
Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание условий и оформление необходимого материала. Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников.
3.Заключительный этап. Аналитический
Мониторинг детей. Спец. опрос родителей. Выводы и предложения
6. Условия реализации программы
Реализация программы «Азбука безопасности» предусматривает проведение одного интегрированного занятия в неделю, предусмотренного в разделе «ОБЖ». Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д. Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки. В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии:личностно ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.
К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог.
Организация образовательного процесса:
Группа: старшая
Срок реализации программы: один год
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия:
воспитатель осуществляет образовательный процесс, формируют знания: осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;- обогащение представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;- элементарные правила безопасного обращения с предметами дома и на улице.- знакомство с ситуациями, угрожающих здоровью
Родители принимают участие в совместной деятельности ДО и семьи в организации развлечений по безопасности, проведение гостиных и т.д.;
7.Средства реализации программы
Вид деятельности Средства реализации
Специально-организованное обучение Занятия программы «Азбука безопасности» проводятся 1 раз в неделю по перспективно-тематическому плану
(как вариативная часть) согласно расписания занятий группы.
Совместная деятельность педагога с детьми. Разделы программы: «Ребенок на улице», «Ребенок дома», «Ребенок на природе», интегрированы в различные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Предметно- развивающая среда. Организация развивающей среды, способствующей конструированию вариантов личной и общественной безопасности
Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог и включает разные формы работы.
мониторинг Усвоение программных задач по основам безопасности жизнедеятельности
8.Методы реализации программы.
Практические:
-Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе.
-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
-Создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности.
-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
-индивидуальная работа.
-дидактические игры и игровые упражнения.
-совместная деятельность педагога с детьми.
-самостоятельная деятельность детей.
-просмотр видеоматериалов.
-развлечения.
-игры с использованием интерактивной доски.
Словесные:
-Беседы.
- Чтение художественной литературы.
-Заучивание стихотворений.
-Консультации.
-Наблюдения.
-сюжетно-ролевые игры
-Подвижные игры.
Наглядные:
-Организация выставок, конкурсов.
-Сбор фотоматериалов.
-Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов.
-Театрализованная деятельность.
-Личный пример взрослых.
9. Содержание программы
Первый блок программы – работа с детьми, включающая формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов:
1. Ребенок на улице.
2. Ребенок дома.
3. Ребенок на природе.
Второй блок программы – повышение образовательного уровня педагогов в вопросах безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Третий блок программы – просвещение родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Четвертый блок программы - Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию безопасности жизнедеятельности дошкольников.
9.1. Работа с детьми
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей от 5 до 7 лет состоит из следующих разделов:
Ребенок на улице:
Учить детей различать знаки дорожной грамоты: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, двор, перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход.
Закрепить правила безопасного поведения на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте.
Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.
Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности,
воспитывать грамотного пешехода.
Ребенок дома:
Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, уметь пользоваться телефоном.
Продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на улице, в транспорте, возможных контактах с незнакомыми людьми, с тем как правильно вести себя в таких ситуациях.
Ребенок на природе:
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Формировать понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов.
Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана), грозы и гололеда.
Закрепить знания об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Познакомить с правилами безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.
Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми грибами и растениями; учить узнавать их
Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе для детей старшей группы
раздел образовательная деятельность
К-во часов
1 раздел
«Ребёнок дома»
Тема: «Безопасность»
Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту. 1
Тема: «Спички детям –не игрушка»
Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём 1
Тема: «История создания пожарной службы».
Цель: сформировать представления об истории возникновения пожарной службы; воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного;
упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок; развивать связную речь;
побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов;
формировать основы безопасного поведения в быту. 1
Тема: Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар»
Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны; развивать у детей имеющие знания я о причинах возникновения пожара; упражнять детей в умении вызвать пожарную охрану; воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии 1
Тема: «В мире опасных вещей»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных
несчастных случаев в быту. 1
Тема: «Электроприборы».
Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими. 1
Тема: Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые голоса 1
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цели: закрепить ранее полученные знания о труде врача, знакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия; поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки - мамы, аптекари; мальчики- водители, таксисты) 1
Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Цель: помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения. 1
Тема: Беседа «Самый большой друг»
Цель: развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный и т.д.), а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность. 1
Тема: «Научим куклу Сауле правильно вести себя за столом»
Цель: продолжать формировать навыки правильного поведения в детском саду(во время приема пищи, в помещении, в группе, во время передвижения по детскому саду, во время игр); закреплять правила и учить применять их в практике. Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, умение сопоставлять и сопереживать чувствам других. Воспитывать любовь к детскому саду, отзывчивость, доброжелательность, умение делиться игрушками, безопасное поведение за столом. 1
Тема: «Один дома»
Цель: Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья, дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими
предметами. Воспитывать аккуратность при работе
с опасными предметами. Закрепить правила противопожарной безопасности. Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций. 1
Тема: «Мой дом - я в нем живу»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей жилища. Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу. 1
Тема: Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным. 1
Тема: «О здоровой пище»
Цели: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека; развивать мышление, воображение и мимические движения; воспитывать культуру питания. 1
Тема: «Витаминная семья»
Цели: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты. 1
Итого по 1 разделу «Ребенок дома»- 16 занятий
2 раздел
«Ребёнок и улица»
Тема: «Мы знакомимся с улицей».
Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице. 1
Тема: «Посвящение в пешеходы».
Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения; формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице. 1
Тема: «Шофер и пешеход. Правила уличного движения».
Цель: закрепить представления детей о транспорте, о правилах поведения на улице. 1
Тема: «Светофор»
Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без. 1
Тема: «На перекрестке».
Цель: Познакомить с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги.
Расширить знания об улице.
Воспитывать навыки осознанного поведения на улице.
Активизация словаря: регулируемый перекресток, пешеходный переход, сигналы светофора, дорожный знак. 1
Тема: «Специальный транспорт».
Цель: HYPERLINK "http://50ds.ru/psiholog/3055-kak-poznakomit-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-konventsiey-o-pravakh-rebenka.html" \t "_blank" Познакомить детей с видами специализированных машин (пожарная машина, скорая помощь, полиция). Формировать у детей представление о том, что спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Закрепить знания детей о видах транспорта (грузовой и пассажирский), его назначении. Воспитывать желание соблюдать ПДД. 1
Тема: «Правила поведения в транспорте».
Цель: закрепить и уточнить правила поведения в транспорте, воспитывать уважение к старшим. 1
Тема: «Знакомство с автобусной остановкой».
Цель: Познакомить детей со знаком «Место остановки автобуса», закрепить знания детей об остановке и правилах поведения на остановке. Воспитывать чувство самосохранения и безопасности. 1
Тема: «Поможем девочке найти бабушку» (игра-инсценировка)
Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми. 1
Итого по 2 разделу «Ребенок дома» - 9 занятий
3 раздел
«Ребёнок на природе»
Тема: «Безопастность на природе».
Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе: когда заблудился, во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при  встрече  с разными насекомыми. 1
Тема: Беседа на прогулке «Бережное отношение к природе»
Цель: Обогащать представления детей о ближайшем окружении; уточнять  представления  об осени; вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления   природы; закладывать основы бережного отношения к окружающей  действительности 1
Тема: «Кто живет рядом с нами?»
Цель: Формировать у детей представление о домашних животных и их детенышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Побуждать детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей по голосам 1
Тема: «Собака и кошка-наши соседи» (1 часть)
Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собакой. 1
Тема: «Кошка и собака – наши соседи. Кошка» (часть2)
Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при общении с кошками. 1
Тема: «Насекомые».
Цель: формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними 1
Тема: «Лесные опасности! Ядовитые грибы и ягоды»
Цель: учить быть осторожными с неизвестными объектами, продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе.
1
Тема: «Царица-водица»
Цель: Расширить знания детей о воде, её свойствах, роль в жизни человека;Активизировать словарь детей, учить делать выводы и умозаключения;Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. 1
Тема: «Поведение на воде».
Цель: Формирование у детей предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям в природе (наводнение). 1
Тема: «Наша безопасность во время гололеда, метели».
Цель: Сформировать навыки правильных действий во время гололеда, метели.
1
Тема: «Итоговое. Необыкновенное путешествие к самому себе»
Цель: Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей. Развивать разговорную речь, использовать прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями: орган слуха, орган зрения; осязания, расширя кругозор. Обобщать имеющие знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём эксперементирования, формировать умение объяснять полученные данные. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (из дерева – деревяный, из стекла – стеклянный и тд). Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим, бережное и уважительное отношение к окружающим людям. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств. 1
Итого по 3 разделу «Ребенок на природе» - 11 занятий Работа с педагогическим коллективом дошкольной организации
Цель: повышение образовательного уровня педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Основными направлениями работы являются:
-знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области основ безопасности жизнедеятельности.
-создание информационной базы по педагогическим, психологическим составляющим по формированию безопасности жизнедеятельности.
-внедрение современных методов мониторинга по основам безопасности дошкольников.
-пропаганда основ безопасности жизнедеятельности (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
-оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми.
Формы работы с педагогами:
- беседы;
- семинары – практикумы;
- компьютерные презентации;
- анкетирование;
- круглые столы;
- мастер – классы;
- групповое, индивидуальное консультирование;
- предоставление методических рекомендаций в виде памяток.
10. Ресурсное обеспечение программы Материально-техническое обеспечение:
- Нестандартное оборудование;
- В рамках финансирования бюджета.
Информационное обеспечение:
- Мониторинг эффективности работы по всем направлениям;
- Подготовка информационного материала для родителей;
- Создание и внедрение новых форм работы с родителями, эффективно способствующих положительной динамике по всем разделам.
Программно-методическое обеспечение:
- Разработка программно-методического комплекса для родителей и педагогов.
11. Оценка эффективности программы На уровне субъектов образовательного процесса:
- Высокий уровень положительной динамики физического развития с учетом индивидуальных возможностей каждого из них;
- Высокий уровень реализации двигательных функций с учетом индивидуальных особенностей;
- Достаточный уровень знаний о безопасности жизнедеятельности и резервных возможностях своего организма;
- Высокий уровень потенциальных возможностей успешной адаптации в школе.
На уровне ДО:
- Модернизация предметно-развивающей среды группы;
- Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс на основе материалов нового поколения;
- Создана и внедрена эффективная система работы с родителями.
12. Ожидаемый результат
1.Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих.
2.Успешное освоение образовательной программы ДО, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность выпускников ДО к обучению в школе.
3.Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности.
4.Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно-образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям.
5. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.
6.Повышение социального статуса ДО в вопросах обеспечения защищенности воспитанников от чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций.
7.Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.
8.Внедрение в практику: системы теоретических, практических занятий; учебно-методических материалов для детей, педагогов, родителей
13. Критерии оценивания результатов.
критерии инструментарий Методика проведения
-знает предметы, с которыми категорически запрещается играть.
-знает предметы, с которыми нужно правильно обращаться.
-знает предметы, которые хранятся в недоступных для детей местах.
-знает источники опасности в быту.
-знает телефоны экстренных служб.
-знает правила поведения при пожаре. Дидактические игры: «Опасно – безопасно», «Как избежать неприятностей»
рабочая тетрадь «Твоя безопасность» (К.Белая) -как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами дома?
-а ты соблюдаешь эти правила?
-можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?
-что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?
-где «живет» электрический ток и когда он может быть опасен?
--что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?
-если я наберу по телефону номер (101, 102, 103), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?
-если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.
Знает о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Знает, что существуют ядовитые грибы и ягоды и умеет отличать их от съедобных.
Знает что можно, и что нельзя делать при контактах с животными.
Знает правила безопасного поведения на дороге.
Знает правила поведения на воде. Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото»,
«Опасно – безопасно», «Дорожные знаки»,
«Как избежать неприятностей», плакаты «Твоя безопасность» -если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести?
-а если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?
-как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?
-как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Объясни почему?
-представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?
-а знакомы ли тебе правила грибников и ягодников?
-научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.
-представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.
Знает правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада.
Знает правила поведения за столом.
Умеет пользоваться столовыми приборами.
Знает как правильно общаться со сверсниками. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Этикет», «Как правильно себя вести».
Иллюстративный материал по нравственно-этическому воспитанию. -представь мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?
-почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?
-подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?
-скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?
-когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.
-как ты думаешь почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом.