Конспект урока развития речи Зимующие птицы, 4 класс (V вида).

Урок развития речи в 4 классе

Тема: «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели.
Формирование познавательного интереса к природе.
Расширение знаний учащихся о зимующих птицах в наших краях.
Формирование знаний об условиях существования птиц зимой.
Обогащение экспрессивной речи прилагательными.
Совершенствование навыка составления рассказа-описания.
Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).
Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи; зрительного внимания, логического мышления.
Воспитательные цели.
Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Оборудование. Презентация «Зимующие птицы», картинки с изображением птиц, «письмо от птиц», контурные картинки птиц, карточки со словами – названиями птиц, «шапочки» птиц.

Ход урока

Организационный момент.

Заставка
Прозвенел звонок
Начинается урок.
У. Как мы будем говорить на уроке?
Д. Будем говорить четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.

Проверка домашнего задания.

У. Ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке?
Какие животные живут в нашем лесу?
Как животные готовятся к зиме?
Кто из них не заготавливает пищу?
А как люди помогают животным?
Д. Лесники заготавливают сено, кладут соль.
У. А приходилось ли вам бывать в зимнем лесу? Мы сейчас и отправимся в зимний лес.

Ш. Сообщение темы урока.
Слайд 1, 2, 3, 4

Картина с изображением зимы, звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года»).

У. Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!

У. А чтобы узнать, кто таится в лесу, вам нужно отгадать загадки.
(дети отгадывают загадки и прикрепляют маленькие картинки с изображением птиц на большую картину, на которой нарисовано дерево с кормушкой)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Кле! Клё! – поет со свистом. (Клест)

Черный жилет, красный берет.
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

У. (внизу на доске стоят картинки)

У. Сегодня мы будем много говорить о птицах, а вы самые интересные вопросы попытайтесь запомнить, чтобы в конце урока задать их друг другу.

Слайд 5

У. Как называется наука, которая изучает жизнь птиц?
Д. (читают) Орнитология.
У. А как называются ученые, которые изучают птиц?
Д. Орнитологи.
У. Назовите птиц, которых вы знаете.
Д. Клесты, синицы, снегири
У. Какие это птицы?
Д. Зимующие. (продолжить показ слайда)
У. А каких еще зимующих птиц вы знаете? Назовите их.
Д. Ворона, сорока, галка, голубь, воробей.
У. Как их по-другому можно назвать?
Д. Оседлые.
У. Ребята, а какую пользу приносят птицы?
Д. Они едят ягоды, семена растений и способствуют распространению семян, уничтожают насекомых, гусениц, грызунов. Вороны, совы.
Отчасти и птицы вредят садам и посевам при неурожайных годах.
У. Как вы думаете, а люди вредят птицам?
Д. Да, люди вырубают деревья, поэтому меньше корма, а значит, и птиц становится меньше.

Беседа о птицах.

Слайд 6

В тишине зимнего леса слышится: «Синь-синь-синь», появляется синица.
У. Кто это?
Д. Это синички. Они перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, ищут спрятавшихся насекомых.
У. Мы с вами видели синичек на елке, почему они прилетели к человеческому жилью?
Д. Они прилетели к нам за помощью в поисках пищи, они будут клевать то, что мы им дадим: крошки хлеба, крупу, кусочки несоленого сала, мяса.
У. Посмотрите, какие синички красивые, опишите их так, чтобы ваш друг, который их никогда не видел, ясно их представил.
Д. Синичку знают все. У этой шустрой пташки красивая черная шапочка, надвинутая на бусинки маленьких черных глаз. Щечки и грудка белые, желтую шубку из пушистых теплых перышек делит надвое черный галстук. Со спины синицы окрашены в серо-зеленый цвет – словно плащ накинут на плечи.
У. Есть много видов синиц. Они различаются по внешнему виду и по песне своей.
У. Чем они питаются?
Д. Охотно поедают семена ели, сосны и других растений.
Люди привязывают к кормушке несоленое сало.

Слайд 7

У. А это кто такой нарядный? Прочитайте загадку.
Зимой на ветках яблоки,
Скорее собери.
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это (снегири)
У. С чем сравниваются снегири?
Д. С яблоками.
У. Назовите корень слова снегири. Подберите однокоренные слова к нему.
Д. Снег, снежок, снежный
У. Они прилетают к нам с Севера незадолго до выпадения снега. Они будто приносят с собой снег, поэтому их народ и назвал снегирями или снежными птицами.
Есть такая примета: появились снегири – жди зимы.
У. Голос скрипучий: «жи-жи», вместе с тем издает и мягкие звуки: «фю-фю», «фьи-фьи».
А чем питаются снегири?
Д. Рябиной, калиной.

Слайд 8

У. А знаете ли вы птиц, которые в зимнюю стужу выводят птенцов?
Д. Это клесты.
У. Они тоже прилетают к нам с Севера. Как он поет?
Д. Клё – клё – клё – звучит песня клеста в тишине.
У. Клест своей песней предупреждает, что он занял елку.
А почему он зимой выводит птенцов?
Д. Потому что много корма.
У. Клеста не спутаешь с другой птицей. Обратите внимание на его клюв. Какой он у него?
Д. С загнутыми перекрещенными концами. Он им достает семена из шишек.
У. У маленьких птенцов клюв три недели прямой.

Сценка

Дятел. Что ты, клест визжишь? Обидели тебя что ли?
Клест. Да нет, дятел, я радуюсь.
Дятел. Нашел время радоваться, холодина.
Клест. Как раз самое время. У меня птенцы вывелись, до чего ж милы.
Дятел. В такой мороз, птенцы? Да они замерзнут!
Клест. Нет, я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать их греет вроде печки. Им тепло, а от песенки еще и весело.

Слайд 9

У. Кто еще ждет нашей помощи?
(читают загадку)
Он живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

У. Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Кого он там ищет?
Д. Личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине.
У. У дятла самый длинный язык: 10-12 см, на конце языка есть зазубринки или шипики. Мелкие насекомые прилипают, а крупные – нанизываются.
У. А что вы еще знаете о дятлах?
Д. У дятлов есть кузницы. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.
У. А как можно найти эти кузницы в лесу?
Д. Вокруг пня, где расположена кузница, много пустых шишек.

Слайд 10

V. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку.
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на – плетень.
Тири-тира, тень-тень-тень.

Слайд 11

У. Белым ровным слоем снег покрыл землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто не пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
Днем идет снег – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, запятых. Значит, ночью были разные лесные жители. Кто был?

(читают со слайда)
Тут вприпрыжку по странице
Целый день гуляли птицы,
Оставляя след крестом

У. Ребята, а чьи это следы?
Д. Птичьи.
У. Какую орфограмму нужно писать в этом слове?
Д. Разделительный мягкий знак.

Слайд 12

VI. «Узнай птицу по контуру». Работа по карточкам.

У. Ребята, я вам буду показывать контур птиц, а вы должны узнать ее и показать карточку с названием этой птицы.
(ворона, воробей, сорока, снегирь, синица, дятел)
У. А теперь проверим написание этих слов: покажите букву, которая пишется в этом слове (я показываю картинку с изображением птицы, а ученики показывают букву, проверка написания по компьютеру).
У. Какие это слова? Где можно проверить написание этого слова?

VII. Игра «Скажи одним словом» (показываю птицу на картинке).

У. Ребята, я вам говорю предложение, а вы замените его одним словом и постарайтесь его запомнить.
Если снегирь мало движется, то он какой? (малоподвижный)
Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
Если у снегиря красная грудка, то он какой? (красногрудый)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)
Если у дятла красная голова, то он какой? (красноголовый)
У. Составьте предложение с любым словом.

Слайд 13

VIII. Речевая разминка.

У. Ребята, прочитайте слоги. А сейчас давайте сочиним чистоговорку про птиц.
Ица, ица, ица – в руках у нас синица.
Ирь, ирь, ирь – красногрудый сел снегирь.
Бей, бей, бей – скачет шустрый воробей.
Ока, ока, ока – под окном трещит сорока.

IX. Продолжение беседы.
(стук в дверь)

У. Кто там? А ну-ка, догадайтесь сами, кто же это?
(дети отгадывают ребус: 40 – а)
У. Верно. Чем же она знаменита?
Д. Трещит, разносит новости.
У. Давайте впустим ее, что же она на хвосте принесла?
(входит девочка, на голове шапочка сороки)
Д. (читает) SOS! SOS! SOS!
У. Да это же сигнал бедствия! Читай дальше.
Д. Спасите от смерти!
У. Ужас какой! Ребята, как вы думаете, кто прислал такую телеграмму?
Д. Птицы.

Слайд 14

(На слайде появляется изображение зимней вьюги в лесу)
У. Посмотрите, какая вьюга разыгралась в лесу. Давайте покажем ее.
(дети поднимают руки вверх и качаются, при этом издают звук вьюги: в-в)
У. Чем страшна зима птицам?
Д. Голодом.
У. А почему птицы не боятся холода?
Д. Сыта птица – и ей тепло под пухом и перьями.
(стук в дверь, «влетает синичка» с письмом)

У. А вот еще письмо от синички, прочитай его.
Д. «Дорогие ребята! Я прилетела к вам посмотреть, кто из вас приготовил кормушки для птиц, а кто еще не успел. Не забывайте, пожалуйста, про нас!»
У. Что же мы ответим синичке?
Д. Мы уже сделали кормушки и подкармливаем птичек.
У. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

Слайд 15

У. Посмотрите, какие кормушки вы можете сделать из подручного материала.

(выходят две девочки, читают стихотворение, показывают на картине птиц)

Мы кормушку смастерили,
мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
к нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
прилетели снегири.
Три вороны были в среду
мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
стая белых воробьев.
В пятницу в столовой нашей
голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетело
семь сорок.
З. Александрова

X. Физкультминутка.

У. Дети, представьте себя птицами: присели, взмахнули крыльями и полетели.

Слайд 16

XI. Птичья столовая.

У. Вот мы и прилетели в птичью столовую.
Прочитайте «Меню для птичьей столовой».

Арбузные семечки
Семечки подсолнуха
Просо, пшено, овес
Ягоды рябины
Хлебные крошки
Несоленое сало, мясо

Слайд 17, 18

У. А теперь поиграем: назовите лишний предмет (название еды)

Слайд 19

У. Ребята, чтобы птицы к вам прилетали, нужно знать прочитайте правила кормления птиц и запомнить их.

Слайд 20

Правила кормления птиц

Во время подкормки птиц не сорите в лесу, в парке, в саду: не оставляйте там газеты, пакеты, банки ми коробки.
Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше
нераскрашенными.
Корма для птиц должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, кусочки несоленого сала.
Кормите птиц регулярно. Именно зимой им нужна поддержка.

XII. Викторина.

У. Мы много говорили о птицах, а сейчас задайте о них вопросы друг другу.
1. Кто зимой вьет гнездо?
2. У какой птицы снежное имя?
3. Чем страшна птицам зима?
4. Кого называют лесным доктором?
5. Пользу или вред приносят синицы?
6. У какой птицы самый длинный язык?

XIII. Подведение итогов.

У. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет на территории нашей школы.
У. Послушайте, с каким советом обращаются к вам птицы.


Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите их в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

У. А какие советы могли бы дать друг другу птицы и люди?

Д. Чистить кормушки от снега.
Не кричать громко.
Кормить птиц регулярно..

У. Какое правило мы должны запомнить?
Д. Птицы – наши друзья и помощники в борьбе с вредителями. Птиц надо беречь и помогать им в трудное время.

Слайд 21

У. Редкие птицы занесены в Красную книгу и охраняются государством.
У. Какую птицу нужно охранять? (Дятла)
У. Птицы – это часть природы и «поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Прочитайте слова, которые написали вам на снегу птицы.

Слайд 22

«Спасибо вам, ребята, за заботу о нас!»

XIV. Выставка книг.

О птицах можно говорить много и очень много интересных фактов из жизни птиц вы можете узнать из книг. На этой выставке вы для себя найдете интересную книгу о птице и подготовите рассказ о ней, это и будет ваше домашнее задание.

Слайд 23

Молодцы!











13PAGE 15


13PAGE 14115




15