Концептуальный подход к формированию представлений о ЗОЖ у детей с особенностями здоровья.


Козлова Александра Яковлевна, учитель начальных классов, МКОУ «Специальная школа №58» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Концептуальный подход к формированию
представлений о ЗОЖ у детей с особенностями
здоровья.
Отечественное образование в условиях проводимых социально-экономических реформ выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания жизнеспособной личности, ориентированной на приобщение к российскому варианту ценностей, основополагающими из которых являются жизнь человека, труд, здоровье, культурные и национальные традиции и др.
Согласно статистическим данным, здоровыми являются не более 10% учащихся. Такое состояние здоровья - не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и отсутствие эффективных социально-педагогических технологий, формирования основ здорового образа жизни личности.
Охрана и укрепление здоровья учащихся является одной из базовых целей школьного образования, что зафиксировано в государственных документах (в Законе «Об образовании», в Конвенции о правах ребёнка, в национальной доктрине развития образования, в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования и др.). В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования, является создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, за счёт использования эффективных методов обучения, повышения качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха. Это требование отражено в содержании Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди учащихся. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют учащиеся с ОВЗ, развитие этих детей происходит на фоне уже выявленных заболеваний.
Вопросы формирования представлений о ЗОЖ у детей с нарушениями развития в условиях специальных образовательных учреждений разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти учащиеся нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Вся жизнедеятельность ребенка в школьном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- рациональный режим;
- правильное питание;
- рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни предполагают:
- содействие полноценному физическому развитию детей (обеспечение безопасности жизнедеятельности, соблюдение гигиенических норм и правил; предупреждение детских заболеваний; систематическое проведение оздоровительных мероприятий; формирование правильной осанки; удовлетворение потребности каждого в двигательной активности; создание атмосферы психологического комфорта; выявление динамики состояния здоровья и физического развития ребенка);
- формирование привычки к здоровому образу жизни (обеспечение рационального режима дня, сбалансированного питания, обязательного дневного отдыха; систематическое проведение физминуток; обучение простейшим гигиеническим и бытовым действиям; расширение знаний об основах безопасности в разных условиях; объединение усилий медико-психологического персонала и родителей для формирования у детей предпосылок к здоровому образу жизни);
- приобщение детей к миру физической культуры (оснащение предметно-развивающей среды в группе, на прогулке; обогащение двигательного опыта детей разнообразным содержанием упражнений, привлечение их к участию в совместных подвижных играх; обучение правильным способам выполнения основных видов движения; предупреждение детского травматизма; организация ежедневных форм двигательной активности; регулирование интенсивности физической нагрузки).
Выявить знания у учащихся о здоровом образе жизни можно через диагностические задания и беседу. Беседа должна быть направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно отдыхать после учебных занятий днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание
"Что делать, чтобы быть здоровым?"
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним "по телефону". В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: " Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть". Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: "Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме". После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Диагностическое задание
"Полезная покупка"
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве "товаров" могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: " Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья". Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Проблемная ситуация "Место для отдыха"
Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3)комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Педагог говорит: "В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравиться отдыхать? Выбери и покажи картинку".
Тест "Полезная для здоровья покупка"
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах и проводится через неделю после выполнения детьми диагностического задания "Полезная покупка".
Педагог говорит ребенку: "Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине". После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Игровая ситуация "Больница"
Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.
Ребенку предлагают поиграть в "Больницу", выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
Игровая ситуация "Телевизор дома"
Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Семья" неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с "телевизором", устанавливает его. Во время "настройки" "телевизора" выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
Особая роль в формировании представлений о ЗОЖ ложится на плечи учителей и родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и психологов, работающих с детьми с ОВЗ, способствует укреплению здоровья учащихся, формированию социальной компетентности детей с нарушениями развития, повышению социального статуса их родителей.
Технологии консультирования педагогов предусматривают:
§  Повышение профессиональной компетенции в области сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
§  Приобретение и (или) совершенствование навыков взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
§  Формирование толерантного отношения педагогов к детям с выраженными нарушениями развития
§  Повышение компетенции педагогов в области ЗОЖ;
§  Участие в психологических тренингах;
§  Повышение квалификации в сетевом окружении.
Технологии консультирования родителей направлены на:
§  Повышение компетентности родителей в области различных факторов ЗОЖ, подготовки детей с ОВЗ к социализации.
§  Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания при формировании у детей навыков здоровьесбережения.
Для реализации взаимодействия с родителями при формировании у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ используем:
§  Технологии совместной проектной деятельности детей с ОВЗ, их родителей и педагогов;
§  Модификации технологии портфолио – проблемно ориентированные портфолио «Мое здоровье», «Физкультура – это здорово!», «Здоровый ребенок в семье»;
§  тренинги по использованию в целях профилактики заболеваний детей физических упражнений, дыхательной и зрительной гимнастики, самомассажа, элементов детской йоги, разнообразных видов закаливания в рамках работы родительских клубов;
§  выставки фотоматериалов, плакатов, коллективных рисунков и творческих работ, рекомендации на сайте школы.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.
Например, во время открытого дня здоровья родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации врача, психолога и других специалистов, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника.
Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: "Играем вместе с ребенком", "Читаем детям о здоровье", "Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни". В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью, проведение общешкольных родительских собраний по данному циклу.
Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия– подготовку и проведение праздников, досугов, выставок рисунков, спортивных соревнований, театрализованных представлений.
Для формирования у учащихся представлений о здоровом образе жизни необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.
Особенностью данной технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни.

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:
- Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
- Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию учащихся.
- Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
- Принцип природосообразности – формы и методы формирования и представлений о ЗОЖ у учащихся определены на основе целостного психолого-педагогического знания ребенка, особенностях развития его познавательной деятельности.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка или класса в целом.
- Принцип комплексного и интегрированного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
- Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
- на важность проблемы формирования представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий, педагоги могут использовать следующие формы воспитательно-образовательной работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку изобразительной деятельности, оздоровительные мероприятия.Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.