План-конспект урока литературы в 7 классе по теме А.П.Чехов. Анализ рассказа Хамелеон


МБОУ «Чувашско- Дрожжановская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ
План – конспект урока литературы в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур по теме:
А. П. Чехов. Анализ рассказа «Хамелеон»

Подготовила: учитель русского
языка и литературы Иванова Т.Д.
Тема урока: А. П. Чехов. Анализ рассказа «Хамелеон»
Тип урока: Урок анализа текста.
Цели урока:
Продолжать учить анализировать литературное произведение, формировать умение выявлять приёмы создания комического
Развивать умение быть внимательными к слову, навыки выразительного чтения
Воспитать чувство самоуважения и собственного достоинства.
Оборудование:
портрет А.Чехова;
иллюстрации к рассказу “Хамелеон”;
презентация
Словарная работа:
хамелеон;
юмор;
сатира;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. А теперь поприветствуйте друг друга партнёры по плечу, партнёры по лицу, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи.
2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1. Портрет А.П.Чехова)Учитель: - Ребята, на прошлом уроке мы изучили биографию и творчество А. П. Чехова. Чтобы повторить пройденный материал, используем структуру КУИЗ – КУИЗ - ТРЕЙД. Дома вам нужно было составить вопросы по статье учебника о Чехове. Выберите из составленного ряда вопросов наиболее удачный, запишите его на листке бумаги, на нижней части не забудьте записать ответ и закрыть его. А теперь встали, задвинули стулья и ищем себе пару. Находим пару, приветствуем друг друга, улыбнёмся друг другу. Первым задаёт вопрос тот, у кого в одежде больше светлого. Давайте послушаем эту пару. Не забудьте обменяться карточками и поблагодарить друг друга.
3. Вызов. Введение в тему.
- Наш сегодняшний урок хотелось бы начать со слов А. П. Чехова: (Слайд 2)
Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте.
А.П. Чехов
- Ребята, как вы понимаете эти слова? Структура РЕЛЛИ РОБИН. Подумайте 3-5 секунд. Обсудите это высказывание с партнёром по лицу. Начинают участники под номером 1. У вас 15 секунд. А теперь поменялись ролями, говорят участники под номером 2 (15 секунд)
- Давайте попросим Леонида озвучить свое мнение по высказыванию Чехова.
Учитель: - Конечно же, речь идёт о произведениях Чехова. Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П.Чехова, а его произведения по- прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. В своих рассказах он высмеивал всё дурное, всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость и равнодушие. Мы знаем, что в годы учёбы на медицинском факультете Московского университета Чехов пишет произведения под псевдонимом Антоша Чехонте. Большинство произведений этого периода сатирические. Что же такое сатира, юмор? Давайте обратимся к словарю.
4. Работа со словарём.
Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. Юмор – изображение чего- нибудь в смешном, комическом виде. (Слайд 3)
5. Анализ рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.
А) Учитель:
- Дома вы прочитали произведение Антона Чехова “Хамелеон”.
- Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.
(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода). (Слайд5)
- Давайте проанализируем развитие сюжета. Вы уже знаете, что сюжет – это ряд связанных между собой событий, составляющих содержание произведения. В развитии сюжета обычно выделяют экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
- Как вы думаете, где экспозиция рассказа? Завязка?
Кругом тишина и покой. И вдруг:
- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!
- Какие художественные детали вырисовываются перед глазами в начале рассказа? (новая шинель, узелок в руке, конфискованный крыжовник) Какую роль они играют в рассказе?
(узелок - полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань», шинель - символ власти над людьми)
- Как далее развиваются действия? ( Очумелов пытается выяснить, чья это собака)
- Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего это зависит? (Шесть раз, от чина предполагаемого хозяина)
- Какой момент в рассказе самый напряженный, т.е. кульминация. (Как таковой кульминации в рассказе нет, события чередуются)
- Развязку в рассказе можно выделить?
Б) Учитель: - Ребята, давайте остановимся на эпизодах, которые больше всего произвели на вас впечатление. Для этого достаем ваши иллюстрации, которые вы дома нарисовали. Проведем структуру МИКС ПЭА ШЭА. Встречаясь в парах, вы должны будете рассказать, какой эпизод из рассказа вы запечатлели на иллюстрации и почему, используя структуру ТАЙМД ПЭА ШЭА. (Под музыку учащиеся двигаются, когда останавливается музыка, образуют пары) (Слайд 6)
- Давайте попросим Настю выйти сюда, продемонстрировать рисунок и рассказать, что она нарисовала и почему.
- Молодцы, ребята, садитесь на места.
В) Учитель:
- Рассказ называется «Хамелеон». Скажите, кто такой хамелеон? (Слайд 7)
-Какое определение дается этому слову в словаре. Давайте посмотрим. Работа со словарем.
- Значит слово «хамелеон» в каком значении использован в рассказе? (в переносном)
- Как вы думаете, почему рассказ так назван? Структура РЕЛЛИ РОБИН
- Кого в рассказе можно считать хамелеоном? Для этого давайте остановимся на образах главных героев. Прежде всего обратите внимание на фамилии героев. Какие у них фамилии? (Говорящие фамилии) О чём они говорят?
- Кого в рассказе можно считать хамелеоном?
Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…
- Как вы думаете, сегодня можно встретить людей, которые быстро меняют своё решение, т.е. хамелеонов?
Об этом вы поразмышляете дома при написании сочинения «Случаи хамелеонства в нашей жизни».
Г) Учитель:
- Мы сказали, что рассказ сатирический.
-Какие элементы сатиры встречаются в тексте? Для этого проведем структуру ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС. Участник под номером 1 берет лист А4, сгибает его, ещё раз сгибает. Разгибаем лист, чертим линии сгиба. У вас получается 4 части, внутри делаем квадрат. Пронумеруйте части:1,2,3,4. Каждый участник команды на своей части листа должен написать как можно больше идей по теме «Элементы сатиры в рассказе» в течение 30 секунд. Далее вы в команде по очереди обмениваетесь мнениями, идеями. Участники команды должны прийти к единой идее и записать эту идею в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. ( Слайд 8)
1) Художественные детали.
2) «Говорящие» фамилии.
3) Речевая характеристика персонажей.
5. Подведение итога урока.
- Итак, ребята, судя по рассказу, который мы сегодня проанализировали, можно ли сказать, что жизнь людей, показанных Чеховым, спокойная, счастливая, безгрешная, чистая? (Нет)
- Значит, мы можем согласиться с высказыванием Чехова, что автор хотел показать людям их жизнь? (Да)
- Чехов надеялся и верил в людей, он своими рассказами пытался изменить людей и надеялся, что, увидев окружающее, они изменятся сами.
- Я бы хотела закончить наш сегодняшний урок словами самого А.П.Чехова:
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
6. Рефлексия.
- Выберите карточку одного цвета: если вам было всё понятно на уроке выберите карточку зеленого цвета, если что- то было непонятно – жёлтого, а если вы совсем не поняли рассказ – красного. 
7. Домашнее задание. Написать сочинение «Случаи хамелеонства в нашей жизни».