Доклад Формирование каллиграфического письма в период обучения грамоте

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме «Формирование каллиграфического письма в период обучения грамоте».
Подготовила: Греку С.В.
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые, такие, как Харламов И.Ф., Подласый И.П. выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части. В роли которых выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд [18]. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.
В своёй работе я делаю акцент на письменную речь, которой должен владеть любой грамотный человек.
Под письменной речью в научной литературе принято понимать cамую многословную, точную и развёрнутую форму речи. “В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с помощью интонации” [13] Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма.
По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: “Письмо с секретом”; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов; (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Соколова Е.Н., Федосова Н.А.).
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.
Однако данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности.
Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало мотивом выбора темы моей работы: “Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте”.
Я поставила в своей работе такую цель: определить содержание этапов формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте.
И определила такие задачи:
Провести анализ литературы по теме.
Определить условия, необходимые для формирования каллиграфического навыка.
Выявить современные методики работы над формированием каллиграфического навыка и их содержание.
Определить и апробировать содержание этапов формирования каллиграфического навыка.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:
Организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса.
Будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапа формирования каллиграфического навыка.

Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. В своей работе сделала попытку сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.
В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Также расмотрела технологию обучения письму Е.Н.Потаповой. Она основывается на трёх этапах.
развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной “Письмо с секретом” дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.
Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:
Я подробнее остановилась на том, как говорит Е.Н.Потапова, что является собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.
Первый этап обучения письму.
Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.
Второй этап обучения письму.
Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.
Третий этап обучения письму.
Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.
По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.
Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.
Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1].
Это, прежде всего, принципы:
поэлементного изучения;
одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
принцип логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.
Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.
На основе изученной мной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Изученные мною методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы:
В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически;
Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.
Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
В своей же работе я использую данные методики частично. И вот такие результаты письма мы получили в 1 классе начало 2 полугодия. (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Список литературы
Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.
Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.
Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, 1993.
Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9.
Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.
Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.
Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003.
Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5.
Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987.
Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997.
Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.
Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.
Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. –М.: Просвещение, 1986.
Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. –М.: Академия, 2002, переиздано с 1950.
Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.
Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. –с.5-7.
Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников /
Н.А.Федосова // Начальная школа. -1987. -№4.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Минск: Университетское, 2002. Приложение 1.
Анализ каллиграфических ошибок.
Ф.И.
уч-ся
Наклон букв
Величина элементов
Форма
букв
Линейность при письме
Расстояние между буквами
Соединения между буквами
Чистота


разный
прямой
длина
высота

крупное
мелкое
разное
нижнее
среднее
верхнее


Барсукова К.




Н, Д, П,В








Галитбаров С.


+
+
у, д, б, К

+

+
+

+
+

Гасанова Э.
+

+
+
б, П, М, Р, к, В

+
+


+
+

Исаева В.

+
+
+
б, Н, Ю, к

+
+
+

+
+

Караваева А.
+

+

У, Н, к, Ю, ч
+

+
+

+
+

Кардаполова Д




я, к,П
+







Мингалёв С.


+
+
Н, В, б, Б
+





+

Павлов Д.
+

+
+
з, Д, б, Г, р,
+

+



+


3
1
6
5
Н, Д, П, к, В, б
5
2
5
3
0
4
6


1 класс


12.05.08 Учитель: _____________/Греку С.В./

Заголовок 315