Секреты формирования каллиграфического почерка



Учитель начальных классов

Суржко О.Ю.

Секреты формирования каллиграфического почерка
(из опыта работы)


Формирование графического навыка – сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а осознанно, с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка. Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Это позволяет сделать система обучения письму –  ПИСЬМО С «СЕКРЕТОМ» В.А. ИЛЮХИНОЙ.
Характерная особенность данной методики обучения письму – изучение основного алгоритма письма и написание каждой буквы по этому алгоритму. Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися. Она способствует не только формированию графического навыка и каллиграфического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.
Прежде чем представить методические рекомендации хотелось бы выделить стержневые линии методики «Письма с открытыми правилами».
Снятие психологической перегрузки учащихся, связанной с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом, которая обычно наблюдается в практике учителей. В этой системе обучения письму этот метод находит многоаспектное проявление, одно из них – включение детей с самого первого шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности, где нужны воображение, фантазия, которые связаны у детей с восприятием сказки.
Вовлечение в конкретную деятельность по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом всех сфер психики ребёнка: внимание, интереса, желания, воли, эмоций, осознания.
Изначальная и постоянная установка на эстетичность выполняемой работы, на работу «на совесть», на работу без «брака», т.е. нравственное влияние на детей приемов обучения.
Соблюдение на всём протяжении периода обучения в начальных классах санитарно-гигиенических норм. Установка учителя на их формирование и соблюдение.
Ориентация детей на как можно более детальный анализ строения букв-знаков, выделение их нюансов, пропорций, пространственных соотношений. Выявление и усвоение детьми основного алгоритма письма, овладение которым раскрывает способы анализа и написания абсолютного большинства букв русского алфавита.
Постоянное направление внимания детей на возможно более полное осознание ими всех деталей графики письма, формирование у них способности выражать в слове, в речи характеристику написания букв, их элементов, соединений.
Данное внимание к той стороне формирования навыка ( в данном случае письма), которая выражается в требовании упражнения, тренировки, повторяемости выполнения действий.
Эти стержневые линии методики пронизывали все четыре этапа работы над каллиграфическим письмом.
В основу каждой буквы лег математически точный расчет: деление наклонной линии на 2 или 3 части. (Буквы могут соединяться на середине высоты, а могут на 1/3 части). Основа в обучении – буква «и». поэтому тщательно отрабатывается безотрывное написание двух крючков, которые подводят к букве «и». Это очень важный этап, потому что данный элемент (крючок) необходим при написании почти всех букв. Таким образом, в первые 5-6 уроков учитель, можно сказать, закладывает формулу письма на основе буквы «и», состоящую из 7 позиций. С детьми обыгрывается ситуация: буква «и» - королева страны Букволандии. Чтобы добраться до этой страны и встретиться с королевой, нужно пройти 7 воротец. Так в игровой форме дети знакомятся с основным алгоритмом письма.
Основной алгоритм письма
 1.Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
 4.Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
6.Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
 7.Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.
Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.
На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме строчные буквы.
Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина ( ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (), просвет сверху, «гнездышко» (v).
Дети могут анализировать элементы букв, отмечают графические элементы, даже не зная еще букв.
При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.
Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.
В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов.
Примеры графических диктантов.
Заглавная А.
Кладем качалочку, уходим далеко вправо вверх до 2 этажа дополнительной строки, секрет до 3 этажа дополнительной строки, по секрету наклонная линия вниз, петелька на середине рабочей строки (рыбка).
Строчная а.
Ставим ручку на 3 этаж рабочей строки, задерживаемся на строке (крышечка), опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючковая до середины, секрет, по секрету вниз наклонная линия, качалочка, крючковая до середины.
Строчная м.
Ставлю ручку на 2 этаж рабочей строки, кладу качалочку, уходим далеко вправо вверх до 3 этажа рабочей строки, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючковая до середины рабочей строки, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючковая до середины рабочей строки.

Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.
Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить.
Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.
Детям предлагаются разнообразные задания. Например, игра «Угадай букву» (узнать и  дописать букву), «Найди графические ошибки», «Восстанови слово», «Найди пару каждому элементу»
Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.
Обучение письму из утомительного и изнуряющего процесса превращается для детей в увлекательное и развивающее занятие. Источники способностей и дарований, - о которых писал В.А. Сухомлинский, - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Думаю, после изучения алгоритма «Письма с открытыми правилами» учитель осуществит работу в прописях по формированию графических навыков.
15