Урок по литературному чтению(обучение грамоте) на тему Буква Т. Звуки [ т ] , [ т` ]


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 12 г. Химки
Урок
по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе по теме:
«Буква Т. Звуки[ Т], [Т’]».
Учитель Мухина И.Л.
Директор МБОУ №12 Нестеренко Л.В.
Ноябрь 2015 г.

Тип урока: Урок новых знаний.
Ведущий метод: Деятельностный, проблемный.
Цель: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с новыми звуками[т], [т'] и буквами Т, т.
2. Обучить правильному произношению звуков [т], [т’].
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой .Воспитательные:
1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.
2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.
УУД: Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; правильно и логично выражать свои мысли.
Личностные: проявлять желание учиться самостоятельно; принимать и осваивать роль обучающегося.
Познавательные: выделять звуки в процессе слого-звукового анализа; находить местоположение в слове; соотносить звук и букву
Планируемый результат: Научится определять звуки [т], [т'] и буквы Т, т, научитс правильному их произношению.
Межпредметная связь: Литературное чтение.
Оборудование: Презентация, учебник, рабочая тетрадь, смайлики
Ход урока.
Этап урока Примечание
1.Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверьте, все ли у вас на партах: учебник, тетрадь, карандаш, линейка, ручка, карточки, смайлики. Хором читают стихотворение с движениями:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы всё можете и у вас сегодня всё получится, потому что…
Глазки смотрят и всё видят.
Ушки слушают и всё слышат.
Сначала думаю. Потом говорю.
Помню, что в классе я не один. Книга, тетрадь, карандаш, линейка, ручка, карточки, смайлики.
ИКТ-технологии2.Актуализация знаний
Целеполагание Итак, ребята, сейчас мы с вами повторим тему прошлого урока.
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
Ответы детей: - На прошлом уроке мы познакомились с буквой Д.
-Какие звуки обозначает эта буква?( [Д] ,[ Д’].
(Обращает внимание на «Уголок вопросов»)
- Вчера мы поставили в «уголок вопросов» карточку Д/ Т.
-Посмотрите на неё внимательно. Подумайте, что будем изучать на этом уроке? Чему будем учиться? Ведут диалог с учителем.
Высказывают свои предположения.
3.Знакомство с новым произведением
-Для того, чтобы узнать это, мы отправимся в путешествие.
-Откройте «Буквари» на стр. 63 по закладке.
-Какой транспорт вы видите внизу страницы?
Ответы детей: - Наземный.
- На чём можем поехать?
Ответы детей: - На такси, троллейбусе. (Трамвая в нашем городе нет).Поедем на такси.
-Сколько машин нам понадобится, если в 1 машину может сесть 4 человека?
Ответы детей:
-Отправляемся в путь. Чтобы нам было нескучно ехать, составим схему слова «такси» в парах.
(Работают в парах. )Составляют схему слова из цветных квадратов. 1 ученик у доски.)- Проверим.
Включает образец на слайде.
- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно.
- Дорога дальняя. Определим сколько слогов в слове «такси».
- Который слог ударный?
- Назовите первый звук.
- Т…Т…Т… Кажется, наша машина сломалась! Надо помочь водителю починить её.
-Мотор издаёт один и тот же звук [Т].
- Произнесите его по очереди в парах. Внимательно наблюдайте за произношением. Договоритесь кто будет первым.
-Что можете рассказать про этот звук? Какой он, гласный или согласный? Почему так решили?
- Как ещё можете доказать, что он согласный?
-Произнесите мягкий звук.
- Сделайте вывод о том, какими звуками обозначается буква Т.(Звуками [Т] , [Т’]).
- Что ещё можно сказать об этом звуке, глядя на ленту букв?(Звук Т- глухой. Парный звонкий согласный –Д.)
-Итак, буква «Тэ» обозначает звуки [Т],
[Т’]. Звук [Т]-согласный, глухой, парный. Парный звонкий согласный-звук [Д].
4. Физминутка- Встаньте и покажите при помощи рук букву, которую видели на остановке.
- Как она называется? - ТЭ
- Произнесите звуки, которые она обозначает.
- Едем на такси по классу искать предметы, в названиях которых есть наши новые звуки.
(Напоминает правила движения.)
- Едем молча, не нарушая правила дорожного движения, не сталкиваясь друг с другом.
-Какие слова нашли?
-В каком месте в них находятся новые звуки?
-Попробуйте сделать вывод.
Формулируют вывод: Звуки [Т'] и [Т] могут находиться в начале, в середине и в конце слова. Показывают букву Т при помощи рук стоя.
5. Закрепление новых знаний. - Пока у нас остановка, почитаем. Как вы думаете, с чего легче начать: со слов, со слогов или предложений?
- Конечно, со слогов. Прочитаем их с разной интонацией.
Переключает слайд.
ТА – радостно
ТЭ – удивлённо
ТЫ – грустно
ТИ – таинственно
ТО – испуганно
ТУ – торжественно
- Молодцы! Можно перейти к чтению слов.
-Прочитайте 1 столбик.
(Контролирует чтение детей.)
-Как эти слова назвать одним словом.
- Прочитайте 2 столбик.
(Контролирует чтение детей.)
- Придумайте ещё одно слово, которое подошло бы во 2 столбик.
- Прочитайте 3 столбик.
(Контролирует чтение детей.)
-Какое слово лишнее? Почему?
Ответы детей: (-Лишнее слово КОРАБЛИ, т. к.это водный транспорт.)
- Прочитайте 4 столбик.
(Контролирует чтение детей.)
- Кто такой РАДИСТ?
- Как можно узнать значение этого слова? Ответы детей: (Посмотреть в толковом словаре.).
- Как найти в словаре?
Ответы детей: Открыть словарь на букву «Р».
Ищут в словаре значение слова РАДИСТ.
Рассматривают фото радиста на слайде и слушают звуки рации.
Подводим итог чтения:
- Поднимите руку те, кому было легко читать слова.
- А кому сложно?
- Это нормально, потому что мы ещё только учимся. 6. Физкульминутка(Даёт указания.)
- Встаньте. Поедем на такси дальше.
- Едем по ровной дороге.
- Едем по ухабам.
- Посмотрите в левое окно, в правое.- Посмотрите вперёд . Что там вдали?
Загадывает загадку.
- Распрекрасный дворец по морю плывёт. Белеет в волнах гигант… (теплоход) 7. Работа по тексту
-Предлагаю дальше отправиться на теплоходе.
-Присаживайтесь, занимайте свои места.
- С нами в плавание отправится ещё кто-то. Если хотите узнать кто, то прочитайте самостоятельно первое предложение текста в «Букваре».
- Если будет трудно, попросите помощи у учителя.
(Задаёт вопросы.)
- Кто же ещё отправился в путешествие?
-Про кого из них написано с заглавной буквы? Почему?
-Кто из них везёт с собой нашу новую букву? В каком слове она есть?
-Прочитайте текст целиком. Потом проверим, кто был самым внимательным.
Ответьте на вопросы по тексту?
- Куда пришли туристы?
Ответы детей: В порт.
- Что такое ПОРТ?
Ответы детей: Место стоянки кораблей.
- Кого ждали корабли?
Ответы детей: Пассажиров.
- Куда пошли мама, папа и Антон?
Ответы детей: Они пошли на палубу.
Что такое ПАЛУБА? (Думают. Высказывают предположения.)- Как узнать значение этого слова, надо заглянуть в словарь
Посмотрите какой бывает палуба.
- Кто в тексте был на палубе?
Ответы детей: Матросы
- Кто из них готовит еду на судне?
Ответы детей: Кок.
- Найдите в тексте слова с нашей новой буквой.
- Сколько слов нашли? Прочитайте их.
- Что в тексте пожелали туристам?
Ответы детей: Счастливого пути! 8. Итог урока и рефлексия.
- Туристы уплывают дальше, а мы сходим на берег.
- Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке мы совершим новое путешествие и начнём его с пословицы.
- Кто хочет заранее с ней познакомиться, тот может найти её в нашем «уголке вопросов» или в «Букваре» на стр. 63, прочитать и обсудить её значение с родителями.
- Кто сейчас догадался, что должно быть написано на карточке, которую поставили в начале урока в «уголке вопросов»?
- Во время путешествия мы выяснили какие звуки она обозначает.
- Почему в паре с буквой Д буква Т стоит внизу?
Ответы детей: Она обозначает глухой согласный звук.
- Как можно назвать эти звуки?
Ответы детей: (Парные согласные.)
-Ребята, продолжите фразу, которая вам больше понравилась.
-Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…
-Эти знания мне пригодятся …
(Таблица с фразами на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
-Покажите квадратик определённого цвета:
Зелёный – Я всё понял.
Синий – Я понял, но были затруднения.
Красный – Я не понял.
- Сегодня на уроке меня порадовали…., потому что….