Урок географии в 6 кл тепло в атмосфере


Урок 39. Тепло в атмосфере (1)
Цели урока:
— сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности;
— сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой;
— вычислять средние температуры и амплитуду температур;
— устанавливать причинно-следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
Оборудование: термометр, карта полушарий, календарь погоды.
Деятельностный компонент урока: определять температуру с помощью термометра; вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду;
вычислять среднемесячную
температуру воздуха по календарю погоды;
устанавливать причинно-следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом;
вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха.
Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками и рубрикой «Шаг за шагом» по определению среднесуточной температуры воздуха.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Продолжите предложения:
Атмосфера — это … .Атмосфера состоит из следующих слоёв … .Значение атмосферы состоит в том, что … .2. Докажите, что атмосферный воздух — это смесь газов.
3. Расскажите, какие процессы происходят в различных слоях атмосферы.
4. Почему во время перемены необходимо хорошо проветривать класс?
5. В городе N находится старый парк. На одном совещании представители администрации города высказали предложение вырубить старые деревья, а на их месте построить либо современный торговый центр, либо детские аттракционы. Если бы вы присутствовали на этом совещании, поддержали бы это предложение? Постарайтесь обосновать свою позицию.
Изучение нового материала
Урок можно начать с вопроса: что является источником тепла атмосферы? Учащиеся отвечают, что источником тепла атмосферы является Солнце. Учитель рассказывает,
что в книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» говорится о путешествии Незнайки и его друзей на воздушном шаре. При подъёме вверх стало холодно, носы
у путешественников превратились в сосульки.Для объяснения этого атмосферного явления учитель обращается к тексту учебника и объясняет сложный процесс нагревания земной поверхности солнечными лучами.
Устанавливает причинно-следственные связи между высотой Солнца, нагревом земной поверхности и температурой воздуха. Учащиеся узнают, что температура воздуха в тро-
посфере с высотой понижается примерно на 6 оС на каждый километр высоты, и, используя знания о температуре замерзания воды, высказывают предположение, на какуювысоту поднялся Незнайка со своими друзьями на воздушном шаре, если на носу у них образовались сосульки.
Далее учащиеся знакомятся с понятием «температура воздуха». Они выясняют, почему людям важно знать,какая температура воздуха в доме, за окном, почему онаизменяется по временам года. С помощью учебника учащиеся знакомятся с определением средней суточной температуры воздуха, узнают, что такое суточная амплитуда.Затем, используя алгоритм рубрики «Шаг за шагом» на с. 131 учебника, учащиеся определяют среднесуточную
температуру.
Учитель приводит примеры самой высокой и самой низкой температуры на Земле, в своей местности, называет и среднегодовую температуру в своей местности, сравнивая
её с температурой в других регионах.
Используя рис. 89 учебника, учащиеся анализируют среднегодовой ход температуры в Москве, Санкт-Петербурге и Верхоянске. Учащиеся выясняют, что и какможно узнать по графику.В завершение урока учитель подводит итоги: какие важные выводы сделали учащиеся из того, что узнали, как это может быть использовано в жизни?
Домашнее задание1. Изучить § 39.
.Урок 40. Тепло в атмосфере (2)
Цели урока:
— выявить зависимость суточного хода температуры отизменения угла падения солнечных лучей;
— выявить закономерности изменения температуры отэкватора к полюсам;
— включаться в диалог по объяснению жизненных си-
туаций.
Оборудование: глобус, теллурий, физическая карта по-
лушарий, учебник.
Когнитивный компонент урока: угол падения солнеч-
ных лучей; зависимость угла падения солнечных лучей отшироты местности.
Деятельностный компонент урока: выявлять зависи-
мость температуры от угла падения солнечных лучей; вы-
являть закономерность уменьшения средних температур
от экватора к полюсам.
Эмоционально-ценностный компонент урока: решение
эмоционально-ценностных (жизненных) задач.
Работа с учебником: анализ рис. 90 и 91, выполнение
заданий 7 и 8 учебника.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Как вы объясните, почему воздух у поверхности Зем-
ли теплее, чем на высоте?
2. Как определить среднесуточную температуру?
3. Проведите анализ календаря погоды за май прошло-
го года.
Изучение нового материала
Мы знаем, что Земля неравномерно освещается солнеч-
ными лучами. По рис. 90 можно выяснить, как солнечныелучи поступают в течение дня на поверхность Земли. Уча-
щиеся определяют, при какой высоте Солнца земная по-
верхность получает большее количество тепла, когда будет__
максимальный нагрев земной поверхности. Учитель пред-
лагает им, опираясь на свой жизненный опыт, объяснить
это явление.
Учащиеся читают фрагмент § 40 «Почему утром и ве-
чером холоднее, чем днём?» и делают краткие выводы ккаждому абзацу текста.
Формируя представление о различиях в нагревании
земной поверхности на разных широтах, учитель объяс-
няет, почему в тропиках теплее, чем на полюсе. Учащиеся
читают текст, изучают рис. 91 учебника и делают вывод о
том, что угол падения солнечных лучей зависит от широты
местности.
Далее учащиеся по учебнику (с. 134) выясняют, как
определить угол падения солнечных лучей в любом пункте
в конкретный день.
В конце урока учащиеся выполняют задания 6, 7 тре-
нажёра.
Домашнее задание
1. Изучить § 40.
2. Ответить на вопросы 2—6.
3. Выполнить задания 1, 7, 8.