Элективный курс по технологии Предпрофильная подготовка (9 класс)


Рабочая программа по элективному курсу «технология»
«предпрофельная подготовка»
9а, б класс
Пояснительная записка

Всего за год – 9 «а» 34ч. (1ч в неделю)
9 «б» 68ч (2ч в неделю)
Образовательная область: технология
Учебный предмет: элективный курс «предпрофельная подготовка»
Учебно-методический комплект курса
программа;
методическое пособие для учителя;
дневник профессионального самоопределения;
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нём содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса.
Пояснительная записка
Переход на массовое предпрофильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Этот курс позволяет уч-ся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у уч-ся готовности к осознонному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
Помочь уч-ся раскрыть психологические особенности своей личности;
Подготовить уч-ся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
Расширить знания уч-ся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможности подготовки к ним, дать представление о Профпригодность и компенсации способностей;
Обучить уч-ся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
Сформировать у уч-ся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально—экономических условиях;
Обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы уч-ся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
Психологические особенности личности;
Самоопределение;
Профессиональные интересы и склонности личности;
Классификация, типы и подтипы профессий;
Профессиограмма;
Профессиональная пригодность;
Проектирование профессионального жизненного пути;
Карьера, виды карьеры;
Личный профессиональный план
Рынок труда;
Самооценка;
Профпригодность.
На основе полученных знаний уч-ся должны уметь:
Раскрывать психологические особенности своей личности;
Выявлять свои способности и профессиональные интересы;
Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
Работать с профессиограммами;
Ориентироваться в типах и подтипах профессий;
Составлять личный профессиональный план;
Проектировать свою профессиональную карьеру.
Метод обучения
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.
Для реализации содержания по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают уч-ся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений.
Зачётное оценивание предполагает выполнение уч-ся в конце каждого раздела курса итоговых заданий. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.
Тематическое планирование 9 «А»
№ п/п Наименование тем Количество часов
1 Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессий в жизни человека. Понятие и построение личностного профессионального плана. 1ч
2 Познавательные процессы и способности личности 7ч
2.1 Память. внимание 2ч
2.2 Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение 2ч
2.3 Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 2ч
2.4 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей 1ч
3 Психология личности 5ч
3.1 Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка 2ч
3.2 Самоопределение. Профессиональное определение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 2ч
3.3 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов 1ч
4 Мир профессий 7ч
4.1 Понятия профессии, специальности, специализации, Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 1ч
4.2 Классификация профессий. Формула профессий. Понятие Профессиограммы1ч
4.3 Типы профессий. Характеристика профессий типа «человек-человек» 1ч
4.4 Характеристика профессий типа «человек- техника» 1ч
4.5 Характеристика профессий типа «человек- знаковая система» 1ч
4.6 Характеристика профессий типа «человек- природа» 1ч
4.7 Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» 1ч
5 Профессиональное самоопределение 7ч
5.1 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») 2ч
5.2 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность 2ч
5.3 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 2ч
5.4 Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии 1ч
6 Подготовка к будущей карьере 3ч
6.1 Понятие карьеры. Виды карьеры. 3ч
7 Обобщение 4ч
7.1 Построение личного профессионального плана. 2ч
7.2 Зачёт (проект, реферат) 2ч
Всего 34ч

Тематическое планирование 9 «Б»
№ п/п Наименование тем Количество часов
1 Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессий в жизни человека. Понятие и построение личностного профессионального плана. 2ч 2 Познавательные процессы и способности личности 16ч 2.1 Память. внимание 4ч 2.2 Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение 4ч 2.3 Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 4ч 2.4 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей 4ч 3 Психология личности 12ч 3.1 Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка 4ч 3.2 Самоопределение. Профессиональное определение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 4ч 3.3 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов 4ч 4 Мир профессий 14ч 4.1 Понятия профессии, специальности, специализации, Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 2ч 4.2 Классификация профессий. Формула профессий. Понятие Профессиограммы2ч 4.3 Типы профессий. Характеристика профессий типа «человек-человек» 2ч 4.4 Характеристика профессий типа «человек- техника» 2ч 4.5 Характеристика профессий типа «человек- знаковая система» 2ч 4.6 Характеристика профессий типа «человек- природа» 2ч 4.7 Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» 2ч 5 Профессиональное самоопределение 16ч 5.1 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») 4ч 5.2 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность 4ч 5.3 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 4ч 5.4 Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии 4ч 6 Подготовка к будущей карьере 2ч 6.1 Понятие карьеры. Виды карьеры. 2ч 7 Обобщение 6ч 7.1 Построение личного профессионального плана. 4ч 7.2 Зачёт (проект, реферат) 2ч Всего 68часов Поурочное тематическое планирование по технологии 9 «Б» класс
2часа в неделю
I полугодие-34ч (I – 16 ч, II – 18ч)
Сроки изуч. уч. м № п/пТема урока Дата Обучающийся должен знать (основные знания) Обучающийся должен уметь (основные умения и навыки) Примечание
I полугодие 16ч
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессий в жизни человека. Понятие и построение личностного профессионального плана. 2ч 07.09
2-3 неделя
2
3
Память. Внимание 4ч 14.09
21.09 Определения понятий «память», внимание» виды памяти и внимания, качества внимания Называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительные особенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; 4 неделя
4
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение2 ч 28.09
05.10 Определения понятий «ощущение», восприятие», представление», «воображение» Объяснить, как происходит познание окружающего мира, перечислять формы чувствительного познания 5-6 неделя 5
6
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 4ч 12.10
19.10 Определения понятий «мышление», интеллектуальная сфера», «интеллект» виды мышления; формы логического мышления, понятия, суждение, умозаключение; особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта.Перечислить типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; определять тип своего интеллекта 7неделя
7
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей 2ч 26.10 Определение понятия «способности», основные виды способностей; Объяснять необходимость наличия определённых условий для развития способностей Психология личности 12ч Психология личности 5ч
8-9 неделя 8
9
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка 4ч 09.11 Определение понятий «тип нервной системы», темперамент», «характер», «самооценка» тип нервной системы, тип темперамента Называть типы нервной системы и их различия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; выявлять уровень самооценки 10-11 неделя 10
11 Самоопределение. Профессиональное определение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 4ч 16.11
23.11 Определение понятия «потребности»; виды потребностей; определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», « потребность». Называть отличительные признаки видов мотивации; называть различные виды потребностей 12-13 неделя 12
13
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов 4ч 30.11
07.12 Особенности делового общения» определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов Использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; указывать основные признаки делового общения; определять свой уровень конфликтности Мир профессий 20ч Мир профессий 7ч
14 -15 неделя

14
15
Понятия профессии, специальности, специализации, Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 4ч 14.12 Определения понятий «профессия», «специальность» «специализация» Называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; 16 неделя 16
Классификация профессий. Формула профессий. Понятие Профессиограммы 2ч 21.12
«Квалификация»профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «Профессиограмма»
2 полугодие 18час 2 полугодие 36час
18 неделя
1
2
Типы профессий. Характеристика профессий типа «человек-человек» 4ч 28.12 Знать подтипы профессий в сфере «человек – человек»,

Выявлять тип своей будущей профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий ( человек – человек и.тд)

19 неделя 3
Характеристика профессий типа «человек- техника» 2ч 11.01 «человек – техника
Выделять подтипы профессий рассматриваемого типа( человек – человек и.тд)

20 неделя
4
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система» 2ч 18.01 Знать подтипы профессий в сфере «человек – человек»,
21 неделя 5
Характеристика профессий типа «человек- природа» 2ч 25.01 «человек- природа»
22 неделя 6
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»2ч 01.02 «человек - художественный образ»
Профессиональное самоопределение 14ч
23-24 неделя
7
8 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)4ч 08.02
15.02 Определение понятий «интересы», «склонности», «способности»; « специальные способности» «Профпригодность» виды профпригодности Выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») 25-26 неделя 9
10 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность 4ч 22.02
01.03
Называть мотивационные факторы выбора профессии 27-28 неделя 11
12 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 4ч 15.03
22.03
Компоненты и субъекты рынка труда Перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии
29 неделя 13 Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии 2ч 05.04 Компоненты и субъекты рынка труда уч-ся должны иметь представление о важности решения проблемы выбора профессии
Подготовка к будущей карьере 4ч Подготовка к будущей карьере 3ч
30-31 неделя 14
15 Понятие карьеры. Виды карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования 4ч 12.04
19.04
26.04 Определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры» Указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать своё мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры; иметь представление о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования
Обобщение 6ч Обобщение 4ч
32-33 неделя 16
17 Построение личного профессионального плана. 4ч 03.05
10.05
17.05 Определение понятия «личный профессиональный план»
Провести сравнительный анализ ЛЛП, составленного в начале и конце изучения курса.
34 неделя 18 Зачёт (проект, реферат)2ч 24.05 Поурочное тематическое планирование по технологии 9 «а» класс
1час в недедюI полугодие (I – 8 ч, II – 8ч)
Сроки изуч. уч. м № п/пТема урока Дата Обучающийся должен знать (основные знания) Обучающийся должен уметь (основные умения и навыки) Примечание
I полугодие 16ч
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессий в жизни человека. Понятие и построение личностного профессионального плана. 1ч 07.09
2-3 неделя
2
3
Память. Внимание 2ч 14.09
21.09 Определения понятий «память», внимание» виды памяти и внимания, качества внимания Называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительные особенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; 4-5 неделя
4
5
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение 2ч 28.09
05.10 Определения понятий «ощущение», восприятие», представление», «воображение» Объяснить, как происходит познание окружающего мира, перечислять формы чувствительного познания 6-7 неделя 6
7
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 2ч 12.10
19.10 Определения понятий «мышление», интеллектуальная сфера», «интеллект» виды мышления; формы логического мышления, понятия, суждение, умозаключение; особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта.Перечислить типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; определять тип своего интеллекта 8 неделя
8
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей 1ч 26.10 Определение понятия «способности», основные виды способностей; Объяснять необходимость наличия определённых условий для развития способностей Психология личности 5ч
9 неделя 9
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка 1ч 09.11 Определение понятий «тип нервной системы», темперамент», «характер», «самооценка» тип нервной системы, тип темперамента Называть типы нервной системы и их различия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; выявлять уровень самооценки 10 -11 неделя 10
11 Самоопределение. Профессиональное определение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 2ч 16.11
23.11 Определение понятия «потребности»; виды потребностей; определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», « потребность». Называть отличительные признаки видов мотивации; называть различные виды потребностей 12-13 неделя 12-13
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов 2ч 30.11
07.12 Особенности делового общения» определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов Использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; указывать основные признаки делового общения; определять свой уровень конфликтности Мир профессий 7ч
14 неделя

14
Понятия профессии, специальности, специализации, Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 1ч 14.12 Определения понятий «профессия», «специальность» «специализация» Называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; 15неделя 15
Классификация профессий. Формула профессий. Понятие Профессиограммы 1ч 21.12
«квалификация»профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «Профессиограмма»
2 полугодие 36час
16 неделя
1

Типы профессий. Характеристика профессий типа «человек-человек» 1ч 28.12 Знать подтипы профессий в сфере «человек – человек»,

«человек – техника
«человек - знаковая система»


«человек- природа»
«человек - художественный образ» Выявлять тип своей будущей профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий ( человек – человек и.тд)
Выделять подтипы профессий рассматриваемого типа( человек – человек и.тд)


17 неделя 2
Характеристика профессий типа «человек- техника» 1ч 11.01 18 неделя
3
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система» 1ч 18.01 19
неделя 4
Характеристика профессий типа «человек- природа» 1ч 25.01 20 неделя 5
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»1ч 01.02
Профессиональное самоопределение 7ч
21-22 неделя
6
7 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)2ч 08.02
15.02 Определение понятий «интересы», «склонности», «способности»; « специальные способности» «Профпригодность» виды профпригодности Выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») 23-24 неделя 8
9 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность 2ч 22.02
01.03
Называть мотивационные факторы выбора профессии 8марта (суббота) праздничный день
25-26 неделя 10
11 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 2ч 15.03
22.03
Компоненты и субъекты рынка труда Перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии
27 неделя 12 Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии 1ч 05.04 Компоненты и субъекты рынка труда уч-ся должны иметь представление о важности решения проблемы выбора профессии
Подготовка к будущей карьере 3ч
28-29-30 неделя 13
14
15 Понятие карьеры. Виды карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования 3ч 12.04
19.04
26.04 Определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры» Указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать своё мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры; иметь представление о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования
Обобщение 4ч
31-32-33 неделя 16
17
18 Построение личного профессионального плана. 3ч 03.05
10.05
17.05 Определение понятия «личный профессиональный план»
Провести сравнительный анализ ЛЛП, составленного в начале и конце изучения курса.
34неделя 18 Зачёт (проект, реферат)1ч 24.05 ВСЕГО 34час