Разработка открытого урока для участия в конкурсе Учитель года — 2016 в 7 классе на тему Наречия

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Буквы А - О на конце наречий с приставками».

Цель и задачи: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.
Оборудование: раздаточный материал, ИКТ.
Технологии: технология проблемного обучения.
Ход игры:
1. Организационный момент. Слово учителя (слайд 1).
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы – мои ученики. Разрешите представиться – зовут меня Светлана Викторовна. Самое удивительное явление в мире – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение. Недаром говорят, что хорошее настроение – спутник успеха. Значит, любое дело вам будет по плечу. Сопровождать нас сегодня на уроке будут весёлые смайлики.
А сейчас проведём интеллектуальную разминку. (Читаю по экрану загадку. Учащиеся отгадывают). Правильно, ребята, это наречие. (слайд 2)
2. Вызов: (слайд 3)
(На слайде записаны наречия.)
Учитель: Обратите внимание на эти наречия. Выделите в них суффиксы. Скажите – что интересного вы заметили?
( на конце наречий пишутся а или о).
Учитель: Вы видите, что наречия однокоренные. Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А - О на конце наречий. Какова будет цель нашего урока?
Учитель: Запишите тему урока. Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а – о в суффиксах наречий?
Учащиеся начинают выдвигать различные гипотезы.(Слайд 4)
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные - а, - о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в -, на-, за- пишутся с - о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова. (Решающая гипотеза). Вывод-правописание суффиксов в наречиях зависят от приставки.
3. Воспроизведение нового знания. Осмысление.
1.Распределительный диктант.
-Давайте проверим вашу гипотезу, выпишите в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и подчеркните в них суффиксы.
Учащиеся выписывают слова. Учитель предлагает проверить записи по эталону. Самопроверка. (Слайд 5).
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах с партнёром по плечу. (слайд 6).Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. Ваша совместная задача – сформулировать правило по теме нашего урока. (даётся 1 минута). Ответы учащихся. Кто хочет дополнить ответ? Дополнения. Сравните с моей схемой. Всё правильно! (слайд 7)

2. Ребята! У нас сегодня на уроке гость – ученик 7 класса

Петя Ошибкин. (слайд 8) (читаю стишок про Петю).Он не знал этого правила и просит нас помочь исправить ошибки в его домашней работе. Поможем ему получить пятёрку, ребята? (слайд 9)
(приём «Лови ошибку»).Работа в группах в течение одной минуты. Читают, комментируют, исправляют. При ответе объясняют правописание этих наречий.
Учитель: Сколько ошибок допустил Петя? Какие слова написал верно?
6. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги.
-Как вы поняли материал урока? (голосование смайликами).
Ребята, чему вы сегодня научились?
Как пригодятся вам эти знания в будущем? (ответы детей).
Дорогие ребята, спасибо вам за сотрудничество и активность.
























2. Если останется время.
Замените словосочетания одним синонимом-наречием с приставкой и объясните его правописание.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.
3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.
4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.
5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.
6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.
7. Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить.
8. расстаться на долгое время = надолго расстаться.





15