Внеклассное мероприятие посвящение в химики (8 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия по химии «Посвящение в химики»
8 класс
Действующие лица:
Профессор Сулейманов – заведующий секретной лабораторией на пенсии
Асситент(ы) профессора
Сыщик Шерлок Холмс
В качестве стажеров – команды 8-классников по 5-6 человек
Ход мероприятия:
На сцене установлен стол, на нем- разнообразные установки для опытов ( колбы с жидкостями, стаканы, склянки с веществами); модели кристаллических решеток, молекул, развешены портреты ученых-химиков
Надпись: «Секретная химическая лаборатория. Зав. лабораторией: профессор Сулейманов-пенсионер»
В «лаборатории» трудится профессор (волосы взлохмачены, перемазан сажей, халат застегнут наперекос) (выполняет опыты «Вулкан», «Дым без огня», «Растворение пенопласта», «Горящий платок»). При этом профессор что-то бубнит себе под нос, делает записи в журнал. Вокруг него суетится ассистент в белом халате с блокнотом и ручкой в руках, делает записи, помогает профессору по требованию.
В зале находятся 2 команды стажеров профессора – ученики 8 класса (команды 5-6 человек). На их столах чистые листы бумаги, ручки, фломастеры, таблицы Менделеева.
Раздается «стук» в дверь лаборатории.
Учитель: Дорогие друзья! Мы собрались в этом зале, чтобы совершить таинство посвящения в химики, которых объединяет любовь к удивительной науке – химии.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
- Сегодня за право называться химиками, сражаются … команды.
- Самых смелых, самых умных прошу занять места за этими столами. (Выходят команды)
- Теперь давайте познакомимся. (Представление команд)

Профессор: Кто там еще?
Звучит песня «Я гениальный сыщик». В лаборатории появляется сыщик Шерлок Холмс (атрибуты: шляпа, очки, трубка)
Шерлок Холмс (Ш.Х.): Здравствуйте! Я знаменитый сыщик Шерлок Холмс.
Профессор: Зачем пожаловали в мою скромную лабораторию?
Ш.Х.: Мне необходима ваша помощь, профессор. Дело в том, что было совершено ограбление века в крупном ювелирном магазине. Только вы можете помочь в раскрытие этого преступления. Мне нужен опытный химик-криминалист. То есть – вы.
Профессор: Увы, я больше не занимаюсь такими вещами. Я на пенсии. Так что, химичу только на досуге…
Ш.Х.: Голубчик, прошу вас помочь мне! Дело чрезвычайной важности!
Профессор: Хорошо. У меня тут стажеры имеются – ученики 8 класса. Думаю, совместными усилиями сможем вам помочь. К тому же, я тут думал, кого из них в свою лабораторию взять. Если они смогут вам помочь, обещаю взять всех!
Объясните подробнее, что за дело нужно раскрыть!
.Х.: Сегодня ночью преступники совершили хищение в особо крупных размерах. Нам нужно определить, что они успели вынести из ювелирного магазина, оценить ущерб и составить фоторобот преступника.
Давайте посмотрим ориентировку, которую я принес с собой (включается компьютерная презентация), в ней содержится информация, которую я не могу расшифровать!
Профессор: Ассистент, пригласите моих стажеров-восьмиклассников! (Ассистент извещает учеников о начале «расследования»)
Ш.Х.: Значит, я могу на вас рассчитывать! А сейчас я вынужден вас оставить – меня ждут новые расследования. Однако, в скором времени я вернусь в вашу лабораторию, и, надеюсь, к тому времени вы уже получите всю необходимую для поиска преступников информацию! (Сыщик уходит со сцены)
По ходу «расследования» ассистент читает стажерам задания со слайдов, профессор следит за временем и оценивает ответы команд, вручая за каждый правильный ответ жетон с изображением реторты.
Ассистент: Уважаемые стажеры-восьмиклассники, первое, что вы должны определить – это то, какое очень ценное ювелирное украшение было похищено преступниками.
(Презентация Слайд 2)
Сначала. приветствие команд. 2 команды, капитаны команд..
Первое задание (3 мин): Для этого вам нужно выполнить следующее задание: выбрать из предложенного списка только вещества (презентация, слайд 3). Из букв напротив названий веществ необходимо сложить слово. Итак, приступаем! (Время на выполнение задания – 3 мин)
Правильный ответ: вещества – пластмасса, алюминий, вода, резина, железо, соль, медь (ключевое слово ДИАДЕМА)
Второе задание (7 мин): решите две задачи, представленные на слайде.
Команда 1. Вычислите массо долю Сr в веществе CrO,
Прибавив к ответу 2, это укажет вам на порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева, из простого вещества которого сделана диадема. И это вещество???
Команда 2 Вычислите массовую долю Cu в веществе CuO?
Отняв от ответа 1, это укажет вам на порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева, из простого вещества которого сделана диадема. И это вещество???
Правильный ответ:  задача 1: ответ 76 % +2 =79
задача 2: ответ 80 %. -1 = 79. Получаем порядковый номер 79 – это химический элемент золото (простое вещество – металл золото). (презентация, слайд 4)
Третье задание (2 мин): Вы узнаете стоимость похищенной диадемы (в тысячах рублей), если правильно определите валентность азота в соединениях и запишите полученные цифры в ряд (презентация, слайд 5)
Правильный ответ: 512 тысяч рублей
Четвертое задание (7-10 мин): Чтобы составить фоторобот преступника, необходимо определить его приметы. Начнем с роста. Его рост в мм равен сумме относительных молекулярных масс веществ, формулы которых записаны на слайде. Полученный ответ в мм переведите в метры (презентация, слайд 6)
Правильный ответ: 98+ 142+ 100+ 161+ 408 +233 + 132+ 170 = 1444 мм или 1м 44 см
Пятое задание (5 мин): Теперь определим вес преступника в кг. Для этого нужно воспользоваться формулой, приведенной на слайде (презентация, слайд 7). Но сначала прочитайте ее!
Правильный ответ: Относительная атомная масса алюминия плюс относительная атомная масса бария, разделить на два, прибавить относительную атомную массу углерода.
(137+ 27):2+ 12= 94 кг
Шестое задание (5 мин): Чтобы узнать возраст преступника, нужно Определить элементы и записать их символы
Правильный ответ:
 (презентация, слайд 8) ответ преступнику 36 лет
Седьмое задание (2 мин): Каким цветом горит?
Правильный ответ
СuCl2 И узнаешь какого цвета глаза преступника (ответ зеленым)
BaCl2 И узнаешь какого цвета волосы (ответ желтым) (презентация, слайд 9)
Восьмое задание (2 мин): Чтобы составить фоторобот, нужно определить форму лица преступника. Для этого нужно правильно определить химические знаки по их произношению и правильно назвать химические элементы, которым эти знаки соответствуют (презентация, слайд 10)
Правильный ответ: 
Углерод- C- карбон,
Водород - H2 - гидраргиум,
Железо –Fe – феррум ,
Азот - N2 – нитроген ,
Золото- Au - аурум,
Кислород - O2 - оксиген
Форма лица преступника овальная.
Девятое задание (2 мин): Чтобы узнать особые приметы преступника, нужно Распределите вещества по классам (презентация, слайд11)
Правильный ответ
Оксиды Основания Кислоты Соли
SO2, BaO  Fe(OH)2,
 KOH HCl,  HNO3 Na3PO4,
  CaCl2
       
Особая примета преступника – шрам на лице.
Профессор: Итак, вы успешно выполнили все задания ориентировки, данной сыщиком. Теперь, стажеры, исходя из полученных результатов, вам необходимо будет составить фоторобот преступника. Тогда мы окажем неоценимую помощь Шерлоку, а вы станете почетными сотрудниками моей секретной лаборатории!
Если останется время!!!! Но перед этим выполните еще несколько специальных заданий лично от меня. Для начала, я попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждой группы стажеров для контрольной проверки!
На сцену выходят представители от каждой команды. Им предлагается выполнить контрольное задание: вспомнить назначение химической посуды и оборудования.
Ассистент выносит на сцену 2 лотка с химической посудой, накрытые салфетками, учащиеся выбирают себе лоток, называют химическую посуду и ее назначение.
Профессор: Ассистент, у вас есть вопросы к стажерам?
Ассистент: Я бы хотел проверить их на смекалку! Смекалка и эрудиция незаменимы в нашем деле! (Ассистент зачитывает стажерам анаграммы, за правильный ответ вручается жетон)
1. Какой элемент всегда рад? (Радон)
2 Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
. Какой элемент является лесом? (Бор)
. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
Какой металл при обычных условиях является жидким? (Ртуть)
21. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)
Процесс с участием кислорода, сопровождающийся с выделением света и тепла. (Горение)
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
Не все то аурум, что блестит.(Не все то золото, что блестит).
Куй феррум, пока горячо.(Куй железо, пока горячо).
Слово - аргентум, а молчание - аурум.(Слово - серебро, а молчание - золото).
Купрумного гроша не стоит.(Медного гроша не стоит).
С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).
Профессор: Ну, что же, в целом, я вами доволен, хотя кое-чему еще нужно научиться!
А теперь пришло время, исходя из тех примет, которые мы определили, выполняя задания ориентировки, составить, фоторобот преступника, разыскиваемого Шерлоком
Думаю, сыщик скоро появится в нашей лаборатории!
(Команды стажеров на ватмане изображают фоторобот преступника)
Стук дверь. Входит сыщик.
Ш.Х.: Ну, как успехи, профессор? Удалось вычислить преступника?
Профессор: Мои стажеры потрудились и составили целых два фоторобота согласно вашей ориентировке!
Стажеры со сцены демонстрируют составленные фотороботы.
Ш.Х.: Отлично, профессор! Теперь вы просто обязаны принять их в свою лабораторию!
Профессор: Что я и собираюсь сделать! Ассистент, принесите почетные удостоверения членов нашей секретной лаборатории! Но перед их вручением, вы должны дать клятву! (Зачитывает клятву, стажеры хором повторяют «Клянусь!»)
Клятва
Клянусь быть химиком приличным,Учиться только на "отлично".Буду послушным, не строптивым,Ронять не буду реактивы.В уме и памяти клянусьНе пробовать их все на вкус!Клянусь не буду я взрыватьМашину папину, кровать.Клянусь не подливать кислоты Всем в суп, в котлеты и компоты!Клянусь оставить целой школу,Не смешивать спирт с Кока-Колой!Клянусь я химию любить!Алхимиком хорошим бытьИ формулы открою сам,Что приведет нас к чудесам!!
Звучит «Гимн химиков».
Ассистент совместно с профессором вручают удостоверения каждому участвующему в расследовании стажеру.
Профессор: Команда стажеров, получившая большее количество жетонов, заслужила отличные отметки по химии!
Всем спасибо за работу! Жду вас в моей секретной лаборатории! До новых встреч)