Введение в школьную жизнь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №37»
Железнодорожного района города Барнаула


Рассмотрено                                                                                 Утверждено
Педагогическим советом                                                            директор школы Лаптева О.А.
Протокол № 10 от 30.08.2014                                                    приказ №____ от 30.08. 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Введение в школьную жизнь
1 ступень - начальное образование (1 класс)
2013/2014 учебный год
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.

Базовый
УМК:
1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. – М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.
4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.











Составитель Золотухина А.С.
учитель начальных классов

Барнаул 2014


Пояснительная записка
Данная Рабочая программа введение в школьную жизнь для 1класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Статья 32, п.7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, концепция долгосрочного социально-экономического развития образования РФ на период до 2020 года, устав школы, Учебный план
МБОУ « СОШ № 37 на 2013/2014 учебный год,
Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Примерные (авторские) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по отдельным предметам к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества

Результаты курса занятий
понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,
умеет анализировать происходящее в классе, группе;
- открывает для себя партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы;
- понимает, что такое «схема»,
умеет читать схемы класса;
- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,
умеет анализировать происходящее в классе, группе;
- знает разные формы приветствия и умеет приветствовать учителей и одноклассников
- понимает и учится справедливо оценивать свою работу
- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать
- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе
- понимает, зачем нужно уметь слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю
- знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей;
- умеет выбирать формы работы: «один» - «вместе»
- знает, как оценивать свою работу по разным критериям
-знает, как и когда надо задавать вопросы
-умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её
-понимает, что значит «точный вопрос»
-понимает, что такое «содержательная дискуссия»
- знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать
понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно
- понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем»
- умеет определить задание с «ловушкой»
- знает, как по-разному оценивать одинаковое задание
- понимает, когда нужно обращаться за помощью
- учится аргументировано доказывать свою точку зрения
- умеет отделить своё знание от незнания, оценить свои успехи
- умеет пользоваться изученными знаками учится справедливо оценивать свои действия и действия других
- учится хвалить себя и других
- умеет пользоваться своими знаниями и умениями
Личностные результаты внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- учебно-познавательный интерес к новому;
- принятие образа «хорошего ученика»;
-уважительное отношение к иному мнению;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Понятия
знак «Я» режим дня, схема времени, знак «Звонок», схема класса, приветствие,
внимание, внимательность, знак «Хор», критерии оценки, красиво-некрасиво, правильно-неправильно, один, в паре, в группе с классом, знак «Мы»сотрудничество, знаки «+» и «» критерий, оценка, оценивание по критериям: лёгко-трудно, интересно-неинтересно
и т.д. в зависимости от предложений детей дискуссия оценка, разные критерии вопрос,
знак «?» точное содержание вопроса, точность, творчество, выдумка, содержание
содействие понятно, точно «ловушка», знак «Л» критерии оценки: правильно,
оригинально суждение, мнение, точка зрения рефлексия трудная ситуация главное,
второстепенное, толерантность, доброжелательность, терпимость.

ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –
М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.
4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.











Курс «Введение в школьную жизнь»
(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.


Дата
№ урока
Тема урока
Виды деятельности
обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др
Планируемые универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся (предметные, метапредметные, личностные)






День 1.

Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его результат;



1
Знакомство.
МП: с.31-35




2
Режим дня школьника.
МП: с.36-38




3

Введение схемы
Класс на схеме?
Схема класса.
МП: с.38-42

Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);
- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий действий;
- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.




День 2.




1
Приветствие детьми учителя и друг друга. Школьные правила вежливости.
МП: с.42-45




2
Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».
МП: с.45-47






3
Оценка.
МП: с.48-51






День 3.

Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра высказывания,
- строить монологическое высказывание,
- вести устный диалог,
- слушать собеседника;
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии


1
Введение знака «Мы, противопоставление его знакам «Я» и «Хор».
МП: с.52-55




2
Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-».
МП: с.55-58





3
Самооценка, критерии, оценка.
МП: с.58-61






День 4.




1
Отработка введённых ранее знаков «+» и «-», «Я», «Мы», «Хор».
МП: с.62-64




2
Как надо и как не надо спорить.
МП: с.64-68




Правила оценочной безопасности
(по Г. А. Цукерман):
-не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и т.д.);
- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;
- ставить перед ребёнком только конкретные цели;
- не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;
- формулировка «опять ты НЕ » - верный способ выращивания неудачника»;
- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки


3
Диагностика и отработка разных критериев оценки.
МП: с.69-70






День 5.




1
Введение знака «Вопрос».
МП: с.70-72




2
Ситуация недоопределён-
ного правила.
МП: с.73-75




3
Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных
МП: с.75-77






День 6.




1
Содержательная дискуссия.
МП: с.77-80




2
Групповые задания с недоопределён-
ными правилами.
МП: с.80-83





3
Адресованность, понятность сообщения.
МП: с.83-85






День 7.




1
Адресованность действия при групповом взаимодействии.
МП: с.85-88




2
«Ловушка».
МП: с.88-91





3
Развитие линии оценки: противопостав-
ление правильности и оригинальности.
МП: с.91-93






День 8.




1
Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введённых ранее).
МП: с.93-96




2
Ситуация недостаточности средств.
МП: с.96-98




3
Навыки содержательного взаимодействия.
МП: с.98-100






День 9.




1
Отработка введённых ранее знаков.
МП: с.100-104




2
оценки
К (скорость и
р аккуратная
и езда), точка
т зрения
е оценивающего.

МП: с.104-10рии





7




3
Игра «Конкурс на лучшую похвалу».
МП: с.107






День 10.




1-3
Праздник «Посвящение в ученики»
МП: с.107-112










15