Программа Введение в школьную жизнь . 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32»




Рассмотрена «Утверждаю»
на МО учителей начальных классов зам. директора по УВР Казанцева Л.В.
« » 2014 г « » 2014г.












ПРОГРАММА

« ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ























Чита
2014-2015 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.Пояснительная записка
2. Содержание курса.
3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.
4. Список литературы.
4. Календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
Учебный курс «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 15 часов (5 первых дней сентября, по 3 урока ежедневно).

Цели учебного курса:
заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;
оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования.
создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
Задачи учебного курса:
- адаптировать первоклассника к школьной жизни;
- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
- воспитание интереса к обучению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.
Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»
Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.
Представление о ленте времени.
Ориентирование в пространстве (работа со схемой)
Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании курса у первоклассников:
- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;
- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,
- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985. Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1994. - 33 с. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с. Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.









































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
Тема урока
Цель урока
Формирование УУД


2 сентября
Давайте познакомимся
Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий


Режим дня школьника
Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».
Познавательные:
моделирование;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство



Я и мои товарищи
Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.
Познавательные:
Моделирование;
составление схемы;
использование знаково-символических средств.

4 сентября
Приветствие друг друга.
Познакомить с разными формами приветствия.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом.
Личностные:
формирование основ нравственно-этической ориентации;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.



Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я».
Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
самооценка


Оценка.
Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.
Регулятивные:
оценка с помощью моделей или знаков;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;


5 сентября
Учимся работать вместе.
Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.



Внешняя оценка и самооценка.
Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.
Регулятивные:
оценка и взаимооценка,
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера



Заголовок 315