Система работы по адаптации первоклассников через спецкурс «Введение в школьную жизнь»

Система работы по адаптации первоклассников
через спецкурс «Введение в школьную жизнь».


Сегодня одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят стать хорошими учениками. Но проработав в школе 20 лет, убеждаюсь в том, что не всем детям это удается, многие из них уже в первые дни пребывания в школе, столкнувшись с первыми трудностями, считают себя обманутыми, а учителя – обманщиком. Оказывается, часами сидеть за партой, слушать учителя, выполнять школьные правила не так интересно, как ожидалось. Так, школа одного за другим теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в шесть-семь лет стать «настоящими школьниками». Почему так происходит? Почему многие дети, имеющие в ДОУ высокий уровень развития, уже в 1 классе снижают свои способности?

Может, это зависит от учителя, от системы его работы, или от психологических особенностей ребёнка, а может быть это зависит от семьи?
Но как бы, то ни было, я считаю, что с первых дней обучения в школе необходимо пересмотреть имеющиеся приёмы и методы обучения и воспитания, через призму успешной адаптации ребёнка в первую неделю обучения в школе.

Ответы на многие вопросы я смогла найти у Г. Н. Цукерман и К. Н. Поливановой в спецкурсе «Введение в школьную жизнь», ориентированном на личность каждого ребёнка, её свободное развитие. Поэтому 2005 учебный год для своих первоклассников я решила начать по особенному, с курса «Введение в школьную жизнь».

Такой модульный курс провожу в первую неделю сентября, по три урока ежедневно. Рабочую программу по предметам корректирую с учетом проведения модульного курса.

Цель курса - сохранение психического здоровья, эмоционального благополучия учеников.
Занятия курса способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, помогать, осознать новые требования и школьные правила.
Курс-тренинг – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное.
По форме, по манере общения этот курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга так, как это делают настоящие школьники.

Для усвоения различных способов поведения в курсе «Введение в школьную жизнь» широко используются знаки и жесты, помогающие ребенку лучше и быстрее усвоить правила. На простых беспроигрышных заданиях дети учатся действовать по школьному и понимают, что в школе ценятся разные варианты ответов.
Формы организации обучения в курсе «Введение в школьную жизнь» очень разнообразны и динамичны. Часть урока можно проводить в кругу на стульчиках, на ковре, за столами в группах, используя обычную рассадку детей, - учеников надо научить работать в различных вариантах, т.к. урок в течение всего года требует динамичности.
Авторы выделили три основных раздела, их видите на экране.
– Как учить себя с помощью взрослого
– Сотрудничество со сверстниками
– Отношение ребёнка с самим собой
Сейчас я предлагаю вам прожить 1 день первоклассника. Представьте, что сегодня первое сентября и вы впервые перешагнули порог школы.
День первый, урок 1: Знакомство.
Рассказ учителя о себе
У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей.
У меня дома живёт большой персидский кот и зовут его Том.
Он любит забираться ко мне на колени и мурлыкать.
Я люблю читать книги о детях, таких же как вы. А не люблю я дождливую погоду и дерущихся ребятишек.
Самое большое мое увлечение – это разведение комнатных растений. Мы с вами будем учиться вместе, устраивать праздники и походы, а я всегда буду рада вам помочь.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
Выработка школьного правила
У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться, вас так много? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три! Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена?
- Верно, если будем говорить все вместе, то никто, ничего не услышит
Что же делать?
– Послушайте, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. - ВЫВОД: сейчас мы вывели с вами самое первое и очень важное школьное правило: если хочешь ответить – подними руку. А обозначу его я вот так.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться и чтобы все всё поняли.
– Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем.
У. Давайте попробуем. Девочка, как тебя зовут?
– Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»

– Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
– В школе иногда требуется отвечать по одному, а иногда всем вместе, то есть хором. (На доске знаки “Хор” и “Я”).
***колокольчик
День 3, урок 2. Введение знака «ловушка»
- Сейчас я предлагаю вам послушать небольшой рассказ о том, как я провела лето.
«Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели всей семьёй за сбором яблок. Яблоки уродились на славу, каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт – «синий налив». Кожа у него тёмно-синяя, а мякоть - голубая. Собирать «синий налив» приходится в перчатках, ведь на ветках яблонь огромные колючки. Первый день сбора яблок я забыла надеть шапку ушанку и слегка отморозила уши. Но в основном месяц прошёл без приключений»
- Почему вы смеялись. Когда я читала рассказ?
Учитель: «Как вы считаете, я в самом деле всё перепутала или специально расставила такие ловушки. Чтобы посмотреть: смеются дети, значит знают, что при сборе яблок мороза быть не может. Не смеются – значит, не знают, что такое яблоки, всё, что я говорю, считают чистой правдой. На уроках вам часто буду расставлять такие ловушки, чтобы проверить, какие внимательные мои ученики. Только невнимательные ученики могут попасть в такие ловушки. Ловушки будем отмечать специальными значками – как ямы. В которые можно провалиться. Если чувствуете ловушку, поднимайте знак Л (его удобнее сложить из пальцев)
- Теперь ещё раз послушайте рассказ и во время чтения. Если чувствуйте ловушку, поднимайте знак «ловушка»
Дома, попробуйте сами составить такие рассказы с ловушками, а родители, пусть ваши рассказы запишут. Завтра на уроке, самые интересные рассказы послушаем.

*** колокольчик
День 4, урок 3.
- У нас в гостях Мудрая сова, которая знает значение всех русских слов.
- А вы знаете русские слова? Сейчас проверим. Сова в конверте принесла слова, значение которых вы должны объяснить.
ШКОЛА
КОШКА
алмаз
- клупп
ВЫВОД: - Что делать, если ученик что-то не знает или не понял? (надо спросить)
Вывод: Это ещё одно важное школьное правило, если не знаешь, надо спросить и обозначать его будем вот таким знаком - знак вопроса. Найдите у себя на парте.
- Так что же такое клупп?
Клупп, - это инструмент для нарезания наружной резьбы на водопроводных трубах.

- а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Одноруки». А кто такие «одноруки»?
Одноруки лучшие во вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать МЫСЛИ, ПОЭТОМУ ДОГОВАРИВАЮТСЯ ВМИГ, БЕЗ СЛОВ и делают только одно дело и только одной рукой. Поэтому одну руку убираем за спину и работаем только одной рукой.
Первое задание однорукам - у вас на партах лежат геометрические фигуры, из них попробуйте выложить первый предмет

- ёлочку (3 треуг. и прямоуг),
- тележку (2 круга,рямоуг.)
- Внимание, один однорук бездельничает. Подумайте, как эту работу сделать вчетвером.
- Сейчас сложите снеговика (5 элементов).
- Молодцы те группы, которые подняли знак вопроса: это честные одноруки. А как же тогда собрать снеговика?
Верно, можно позвать на помощь другую группу или учителя.

-А сейчас я задам вам самое первое домашнее задание на выбор: 1 – СОСТАВИТЬ РАССКАЗ с ловушками или 2 – рассказ о прожитом дне

В каждом классе есть дети застенчивые, стеснительные, которые боятся поднимать руку, панически реагируют на вызов к доске. Спецкурс помогает этим детям преодолеть страх и неуверенность в себе. Такие дети не выходят к доске поодиночке, они выбирают себе надёжных товарищей, выходят и отвечают у доски вдвоём, втроём или всей группой. Даже самый тревожный ребёнок в такой компании не испугается и через некоторое время убедится, что нет ничего страшного в ответе у доски.
Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка – она выступает одновременно в качестве цели, элемента содержания и средства обучения и учения. Налаженная система контроля и оценки помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. Но она обязательно должна быть правильно организована.
На данных уроках дети учатся оценивать свои работы с помощью “волшебных линеечек”, которые измеряют все, что мы пожелаем: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность ребенка и многое другое.
Озаглавив линеечку, ребенок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Собрав работы детей, я ставила свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и моей оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценил себя ребенок) означало “Молодец! Ты умеешь себя оценивать!”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки, я еще раз раскрывала ребенку свои критерии оценивания и просила в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Курс “Введение в школьную жизнь” готовит детей к активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников, готовит детей к учебному сотрудничеству.
Ещё одна цель на данном этапе - научить родителей общаться с ребенком. С самого первого дня дети и родители выполняли ежедневно общее домашнее задание - описывали в сочинении, как прошел школьный день (ребенок рассказывал - мама или папа записывали). На первом этапе были огромные трудности, так как общения не получалось. Родители обращались ко мне:
- Что с моим ребенком - он ничего не запоминает с урока, не умеет рассказывать?
- Я не умею расспрашивать своего ребенка?
- Зачем это нужно, у меня на это нет времени?
Это определило новый вид работы: каждое утро мы зачитывали сочинения и радовались за тех ребят, которые сумели помочь своей маме так хорошо описать прошедший день. В индивидуальных беседах с родителями и на консультациях мы обсуждали, как задавать вопросы, на что обращать внимание и, самое главное, уточняли, почему это важно.
К концу месяца на родительском собрании мамы и папы единодушно отметили, что благодаря сочинениям они научились понимать собственного ребенка, приобщились к его школьной жизни, стали друзьями детей и учителя.

научить жить вместе

другой человек – ценность

принятие другого понимание другого помощь другому

коммуникативная культура
толерантность



На конкретных учениках я убедилась, что состояние комфортности, отсутствие страха и ожидание уроков способствуют безболезненному и приятному перехода ребёнка к новой ступеньке своей жизни, а также более быстрой адаптации.
Об этом говорят результаты исследований, которые проводились в два этапа, совместно с психологом школы. Первое исследование провели в конце октября месяца, с целью изучения того, как адаптируются дети, прошедшие курс – тренинг. Исследование включало тестирование, анкетирование детей и родителей. Так исследования показали, что к концу второго месяца обучения адаптировались 98 % детей. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняли требования учителя.
У 2 % школьников моего класса к концу октября месяца прошла неполная адаптация, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался.
В конце декабря месяца было проведено ещё одно исследование. Данное анкетирование показало, что к концу первого полугодия адаптировались 100 % учащихся.






Заголовок 4 Заголовок 515