Методическая разработка учебного занятия (технологическая карта) Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ульяновский педагогический колледж








Номинация: «Профессиональная копилка»
Методическая разработка учебного занятия (технологическая карта)

Тема: « Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»

МДК 03.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»





Выполнила
преподаватель музыки ОГБПОУ УПК
Ладанова Ирина Васильевна



Ульяновск 2016


Оглавление страницы

1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи 4
3. Учебно-материальная база 6
4. Технологическая карта занятия 6-11
5. Перечень ЭОР 12
6. Приложение 14












«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»

Пояснительная записка
Данное учебное занятие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО). Содержание направлено на формирование общей культуры студентов, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Отличительная особенность учебного занятия состоит в охвате широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст занятия сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Тем самым выполняется функция эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание студентами содержания музыкального произведения.
В ходе учебного занятия студенты проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности, они поют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах. Помимо этого молодое поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической). Также у студентов формируются общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Кроме того данное учебное занятие обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. Приобщение к достижениям национальной, российской культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора обеспечит формирование гражданской позиции и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа. В ходе обучения студенты приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков на занятии осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы.
Методический совет организаторам: во время учебного занятия должно быть полное отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении содержания. Точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятия. Кроме того, на уроке допускается творческий подход со стороны педагогов в возможной замене музыкальных произведений, введения дополнительного материала, методики проведения занятия.

Цель учебного занятия: формирование музыкальной культуры студентов как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов, русские народные песни разных жанров; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, творческих видах деятельности;
Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы студентов.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры студентов.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
Овладеть навыками смыслового прочтения текстов, в том числе художественных;
Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с преподавателем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки,
Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; формы построения русских народных песен и наигрышей (вариационные, куплетные).
Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип занятия: введение в тему «Русские народные музыкальные инструменты».
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.
Художественный материал: Г. Серебряков «Ты откуда, русская, зародилась музыка», Б.М. Кустодиев «Деревенский праздник», «Сенокос», р.н.п. «Калинка»; р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я».
Список литературы:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2014.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия.CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническая база: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, музыкальные инструменты.
Технологическая карта занятия

Структура урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Формируемые УУД











Организацион-ный момент (2мин.)
Фронтальная работа

СЛАЙД 2

ЭОР 1
Настраивает на учебную работу.
Задает эмоциональный тон урока.
Актуализирует проявление у студентов установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Приветствует фрагментом песни народной «Солнышко вставало» (канон).
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
Включаются в музыкальное приветствие преподавателя.

Исполняют музыкальный канон.



Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.



Актуализация знаний
(5 мин.)

Фронтальная работа

ЭОР 2

Актуализирует субъектный опыт студентов.
Предлагает прослушать музыкальную загадку (р.н.п «Калинка).
Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.
-Знакома ли вам это музыка? Где вы слышали музыку?
-Кто исполнял песню?
-Как определили, что это русская народная музыка?
- Какие русские народные песни знаете?
- Как зародилась народная музыка?
- О чем будем говорить на уроке?
Обобщает высказывания студентов.
Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме занятия.
Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

Изучение нового материала

СЛАЙД 3
ЭОР 3
Слушание, исполнение музыкальных произведений. Художествен-но-педагогичес-кий анализ произведений
(20 мин.)
Фронтальная работа

СЛАЙД 4






ЭОР 4

СЛАЙД 5
ЭОР 5

СЛАЙДЫ 6,7,8,9







СЛАЙД 10


Групповая работа











СЛАЙД 11







Организует смысловое прочтение стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка» (стр.53 учебника) и его художественный анализ.



Организует художественный анализ картины Б.М. Кустодиева «Деревенский праздник»

Подводит детей к выводу о роли народной музыки в жизни человека.
Предлагает выучить р.н.п. «Калинка» (1 куплет).
Организует вокально-хоровую работу над песней.
Обращает внимание на разнохарактерность запева и припева.
Предлагает продумать характерные движения для русского народного танца.
Организует совместное коллективное исполнение р.н.п. «Калинка».
Предлагает обсудить исполнение.

Организует повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов.
Предлагает посмотреть танец «Калинка».
Предлагает послушать музыкальный фрагмент и определить звучащие музыкальные инструменты («Светит месяц, светит ясный»).
Рассказывает о русских народных инструментах (SmartNotebook).

Предлагает организовать оркестр русских народных инструментов.

Организует процесс разучивания ритмического аккомпанемента песни (деление на группы).
Показывает приемы игры на инструментах.
Обращает внимание на песни-пляски: четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка), равномерная пульсация (средняя строка – ложки), характерный ритмический рисунок – пунктирный ритм (верхняя строка – хлопки).

Организует совместное коллективное исполнение р.н.п. «Светит месяц, светит ясный».
Предлагает обсудить собственное исполнение.
Организует повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов.


Предлагает вспомнить знакомую русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я» и исполнить под ритмическое сопровождение русских народных инструментов.
Читают стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Участвуют в беседе с педагогом.
Отвечают на вопросы с опорой на стихотворение.
Анализируют средства выразительности картины.
Выявляют общую идею картины.
Разучивают р.н.п. «Калинка».
Принимают учебную задачу.
Включаются в творческую деятельность.



Предлагают движения для запева и припева.
Исполняют р.н.п. «Калинка».

Анализируют свое исполнение.
Исполняют р.н.п. «Калинка» с учетом предыдущих ошибок.
Определяют на слух русские народные инструменты.


Систематизируют по группам (струнные, духовые, ударные.)
Знакомятся с составом оркестра русских народных инструментов.
Принимают учебную задачу.
Включаются в творческую деятельность.
Осваивают приемы игры на инструментах.
Исполняют ритмическое сопровождение.






Исполняют р.н.п. «Светит месяц, светит ясный».

Анализируют свое исполнение.
Исполняют р.н.п. «Светит месяц, светит ясный» с учетом предыдущих ошибок.

Исполняют р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения текстов.










Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.
Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров.
Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.



Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);


Регулятивные: уметь проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями);

Закрепление новых знаний
(6 мин.)

Парная работа
СЛАЙД 12,13
ЭОР 6
Предлагает разгадать кроссворд (раздаточный материал).
Организует совместную проверку кроссворда.
Заполняют кроссворд.

Проверяют результаты своей работы.
Оценивают результаты своей деятельности.
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу


Рефлексия
(3 мин.)

СЛАЙД 14
Включает студентов в систему вопросов:
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что нового узнали?
- Что сегодня на уроке было для вас важным?
- Какие чувства вы испытали на занятии?
Организует самооценивание.


Участвуют в рефлексии урока.
Предполагаемые ответы студентов:
- познакомились с русскими народными инструментами;
- узнали, что означает фольклор и какое значение он играет в жизни человека;
- научились определять на слух звучание народных инструментов;
- создали свой оркестр;
- испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку.
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции..

Контроль и оценка
(2 мин)






Выражает свое отношение к работе студентов на уроке и оценивает их деятельность.


Дает рекомендации по освоению игры на музыкальных инструментах.
Осмысленно воспринимают оценивание.



Воспринимают рекомендации преподавателя.
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.


Домашнее задание
(1 мин.)
Предлагает выполнить задание в творческой тетради.


Записывают домашнее задание.
Слушают методические рекомендации по выполнению заданий.


Организационное окончание урока
(1 мин.)

СЛАЙД 15
Завершает занятие.
Благодарит за сотрудничество.
Организует выход студентов под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока).

Благодарят за проведённое занятие.
Выходят под музыку из кабинета.











ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ЭОР


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Музеи мира


Борис Кустодиев
Иллюстрация
Дать представление о народных развлечениях
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.
Советская музыка

Аудио фрагмент
Дать представление о русской народной песне
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
Музеи мира


Борис Кустодиев
Иллюстрация
Дать представление о народных развлечениях
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4.
Государственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова
Видео
фрагмент
Дать представление о русском народном танце
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5.
Национальный академический оркестр народных инструментов им.Н.П.Осипова
Аудио фрагмент
Дать представление о русских народных песнях-танцах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6.
Кроссворд – онлайн
Текст
Закрепление представлений о русских народных инструментах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


7.
Российский образовательный портал
Текст
Дать представление о русской культуре
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Приложение 1
Музыкальный кроссворд


















о


о

к
и



м



а





р


а
л
а
л
а
й
к
а

а

е







я

й







н

к









а









По горизонтали:
1. Такой инструмент больше к месту, когда пора кушать кашу. Ну а если нет аппетита, то можно и поиграть
2. Древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным корпусом. Символ России.

По вертикали:
2.Клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звучит, когда растягиваешь меха.
3. Духовой музыкальный инструмент с раструбом из рога.
4. Древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом - напоминает половинку тыквы.













13 PAGE 141515




15