Теоретически материал к занятию Знакомство с промыслами


Теоретический материал к занятию «Знакомство с народными промыслами» (в помощь прикладникам)
Цель: познакомить с разновидностями народных промыслов;
-научить отличать виды промыслов;
-формировать художественные понятия;
ЖостовоПромысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и дрВ настоящее время производство подносов с жостовской росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле
В начале 19 века в деревне Жостово появились лаковые подносы с цветочной росписью. Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией купцов Вишняковых.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Первые подносы изготавливались из папье маше, своременные из металла.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее по хорошо усвоенным правилам.
Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: "Букет собранный", "Букет враскидку", "Венок", "Ветка с угла", в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный характер.
Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.
Городец
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.
Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку.
Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин.
Елену Флегонтьевну Сенникову всегда восхищали изделия палехских и мстерских миниатюристов. Она и сама мастерски расписывала, мелкие вещи, любила придумывать для них новые формы. Художница была автором первых в Хохломе маленьких подарочных наборов для обеденного или туалетного стола с мелким изящным узором. Она создавала и рисунки для детских мебельных гарнитуров, крупных ваз, настенных декоративных тарелок. Они также отличаются своеобразной миниатюрностью узора. Интересна, например, ее роспись детского столика с орнаментальным рисунком небольшого водоема, в котором плавают рыбки. Венок из цветов окружает его. В свободной динамичной композиции объединены грациозные стебли, пышные цветы и резвящиеся рыбки, формы которых не повторяются. Движение рыбок среди стеблей вторит сложному ритму цветочного орнамента.
Хохлома
Современная энциклопедия определяет хохломскую роспись как народно-художественный промысел, возникший на территории современного Ковернинского района Нижегородской области и получивший свое название от села Хохлома, откуда уже с XVII века в дворовый обиход столицы поставлялась парадная посуда, отличающаяся самобытностью и поэтичностью растительного орнамента росписи, ее празднично - торжественным колоритом, а также строгой простотой форм.Основные краски, применяющиеся в узорах хохломской росписи, относятся к теплой гамме спектра: красный, черный, золотой. Трезвучее этих цветов, пришедших их иконописи, очень символично: красный, т.е. красивый – цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; черный – цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения. Сочетание этих цветов в колорите хохломы (по заключению ученых-медиков) способствует снятию стресса и сравнимо с восприятием плавно текущей реки или мирно горящегоХохлома родом из округи Нижнего Новгорода, историю свою начинает в 17 веке, на берегу реки Волги.Деревня под названием Хохлома в то время была крупным центром сбыта, куда и свозились готовые изделия, так и пошло оттуда название этой росписи!
Представляет собой роспись различной домашней утвари, мебели, посуды и пр.
Отличительной особенностью является использование золотистого фона и следующих красок: черная, зеленая, красная, оранжевая.
К традиционым элеметам этой росписи относят - традиционные элементы Хохломы:
ягоды земляники, цветы, листья ягоды рябины, ветки, завитки, реже птицы, рыбы и звери.
Хохломская роспись - это настоящая художественная сокровищница, мастера этой росписи владели различными приемами и хитростями, и передавали их потомкам. Роспись очень яркая, цветная, "живой огонь" горит на этих изделиях!
А такой красивый золотой оттенок получался путем серебристо - оловянного порошка, который при больших температурах печи закалялся и превращался в медово - золотистый цвет!
Хохлома зародилась в селе Ковернино Нижегородской области, а в наши дни мастера работают в городе Семенове и селе Семино Нижегородской области. Название пошло от ярмарки в селе Хохлома, где выставлялась на продажу хохломская роспись. Делают роспись так: деревянную посуду обмазывают льняным маслом, сушат в печи и обмазывают олифой, затем наносят металлический порошок для блеска и приступают к росписи, используя в основном черные и красные цвета. Наносят траву, завитую в причудливые формы, цветочные мотивы, иногда сказочные образы рыб и птиц. После посуду покрывают лаком и ставят в печь. В печи она становится с золотым оттенком.