Методические рекомендации Знакомство с народными промыслами

ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ
Одной из главных задач школы является интеллектуальное и творческое развитие учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
У учителя изобразительного искусства есть много возможностей, используя которые он может решать проблему развития творческих возможностей ребенка. Их дает сам предмет изобразительного искусства. В содержание школьного курса предмета изобразительное искусство входит изучение народного творчества и росписи по дереву. Эта тема дает широкие возможности для формирования и развития творческих художественных способностей учащихся
Практика показывает: если через систему урочных и внеурочных занятий, направленных на приобщение детей к народной культуре при изучении народных промыслов, способствовать реализации индивидуальных художественных способностей в росписи по дереву, то у детей формируются необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, большая работоспособность.
Особенности мотивации деятельности заключаются в том, что ребенок не столько находит удовлетворение в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе, то есть формируются творческие способности ребенка.
Народное творчество помогает детям узнать быт русского народа, его традиции, уклад народной жизни; воспитывает художественный вкус. Народные промыслы являются первоосновой профессионального искусства, а роспись по дереву близка по своей природе творчеству детей (условности, символы, декоративность, красочность), связана с родной природой.
Любой народный промысел – это коллективное творчество. Погружение в него учеников способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста, что помогает овладевать разнообразными способами создания изображения, знакомит с народной культурой, её корнями.
Таким образом, если в рамках урочной и внеурочной деятельности по ИЗО и художественному труду проводить уроки и занятия по изучению истории создания, развития народных промыслов, росписи по дереву, то можно развить такие творческие способности учащихся, как: художественный вкус, образное мышление, воображение, наблюдательность, пробудить интерес к народной культуре.
Система уроков в рамках темы «Народные промыслы» позволяет освоить элементы и приемы росписи по дереву.
Во втором, третьем классах учащиеся узнают о росписях из рассказов учителя. В четвертом, пятом классах ученики устраивают «выставки изделий народных промыслов» и сами выполняют роль «экскурсоводов». В седьмом, восьмом классах сами подбирают новый материал о городецкой, полхов-майданской росписях, пишут доклады, рефераты, выступают с ними перед одноклассниками.
Кроме систематических уроков по полхов-майданской, городецкой, хохломской росписям дети знакомятся с другими народными промыслами. Это Гжель, Жостово, Дымка, владимирская роспись, филимоновская и каргопольская игрушки, загорская, семеновская матрешки, лаковая миниатюра Мстеры, Федоскино, Холуя.
Наряду с традиционными уроками целесообразно проводить интегрированные и бинарные уроки (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и художественный труд, народные промыслы и история, народные промыслы и художественная литература, народные промыслы и театр, народные промыслы и устное народное творчество).
Одним из наиболее эффективных путей развития творческих художественных способностей является взаимосвязь народных промыслов и народной музыки. Поэтому возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий, где народные промыслы и музыка работают в паре.
Интересными получаются уроки, где используются межпредметные связи изобразительного искусства с литературой и историей.
Для воспитания художественного вкуса необходимо постоянно подчеркивать, что делает изделие красивым (правильная компоновка рисунка, сочетание цветов). Постепенно дети начинают понимать красоту окружающего, давать оценку своим работам, находить ошибки, если они есть. Народное искусство способствует развитию интеллекта учащихся. Изучение росписей можно строить на сравнении одной с другой, выделить сходство и различия.
Для того чтобы дети использовали свои навыки и умения в росписи по дереву, на практике учащиеся на уроках расписывают деревянные заготовки. Реализация идеи развития творческих художественных способностей при знакомстве с народным творчеством предполагает наличие определенной системы уроков. Учебные занятия должны быть организованы по принципу «от простого к сложному»; усвоение учебного материала требует поэтапного формирования и развития умения и навыков. Например:
Изучение темы «Городецкая роспись»:
2 класс.
Упражнение в писании простых элементов (цветы, листья).
3 класс.
Составление композиции из простых элементов.
4 класс.
Упражнение в писании птиц, коней.
5 класс.
Эскизы росписи с изображением людей.
6 класс.
Эскизы росписи с сюжетными мотивами.
7 класс.
Эскизы городецких прялок с использованием в композиции всех элементов городецкой росписи.
Изучение темы «Народные промыслы».
Некоторые темы по программе Б. М. Неменского связаны с темой «Народные промыслы». Приведем примеры некоторых элементов уроков, которые составляют основу для введения и реализации тематической сюжетной линии – народное творчество в изобразительном искусстве.

· Тема урока «Твои игрушки».
Урок начинается с рассказа о современных и народных игрушках. Затем идет беседа о русской игрушке – матрёшке. Ребята выполняют самостоятельную работу по росписи полхов-майданской матрёшки.

· Тема урока «Твоя посуда».
В начале урока – беседа о посуде вообще, затем – о хохломской. Дети узнают о тайне хохломского золота, после чего расписывают шаблоны по мотивам хохломской травной росписи.

· Тема урока «Поздравительная открытка».
Учащиеся выполняют эскизы открытки, используя мотивы городецкой росписи.
Для определения результативности работы учителя по развитию творческих способностей необходима продуманная система контроля.
Каждый учитель может разработать свою систему, возможно, ему интересен будет вот такой вариант:
1) в конце 2 и 4 классов тесты на определение вида и описания росписи;
2) в конце четвертого класса анализ работ по росписям;
3) сравнительный анализ тестов за 2 и 4 классы;
4) в 7 классе анализ работ учащихся по росписи.
В конце 7 класса проводится самостоятельная работа по теме «Сравнительный анализ росписей» (первый вариант – хохломской и городецкой, второй – городецкой и полхов-майданской);
5) 8 класс (завершающий этап обучения изобразительной деятельности в основном звене) – творческие проекты.
Для исследования наличия интереса у детей 4–8 классов к народным промыслам в конце года проводится письменный опрос: предлагается перечень с названиями тем, которые были изучены в течение года. Учащимся необходимо выбрать самую интересную тему и обосновать свой выбор. Возможно, они и станут темами, в рамках которых учащиеся будут осуществлять свои творческие проекты.
Практика показывает, что работа по росписи избирательно улучшает качество рисунков по другим темам изобразительной деятельности.

15