Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 4 класс


Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида;
- программы по трудовому обучению «Подготовительный класс»
1-4 классы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М: Просвещение 2013 год.
Основной целью курса является ознакомление учащихся 4 класса с видами и характером профессионального труда.
Достижение цели предполагает решения ряда задач:
- выявление актуальных и познавательных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится 136 часов (4 часа в неделю). Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
- Работа с бумагой и картоном;
- Работа с текстильными материалами;
- Работа с проволокой;
- Работа с пластилином;
Содержание программы учебного предмета
I четверть
Работа с бумагой и картоном
Аппликация - орнамент(коврик); предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т.д.).
Объемные игрушки из картона и бумаги
Изделия: Модель парашюта; модель планера; модель комнаты.
Технические сведения: Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки.
Практическая работа: Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнением деталей рисованием.
Пакеты и конверты
Изделия: Пакеты для семян; конверты для почтовых отправлений.
Технические сведения: Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов.
Практические работы: Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток.
II четверть
Коробки открытые
Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Технические сведения: Сведения о получении картона. Свойства картона.
Практическая работа: Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке.
Новогодние украшения
Изделия: Фонарики; гирлянды; снежинки; полумаски.
Технические сведения: Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная).
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий.
III четверть
Работа с тканью
Изделие: Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Технические сведения: Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Ознакомление с другими видами переплетений. Устройство ножниц и правила безопасной работы с ними.
Практическая работа: Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок.
Салфетки-прихватки
Изделия: Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край».
Технические сведения: Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье.
Практические работы: Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
Подушечка для игл
Изделия: Подушка 10*10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения: Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве.
Практические работы: Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом.
Ремонт одежды
Виды работ: Пришивание пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения: Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы: Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Мягкие игрушки
Изделия: Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
Технические сведения: Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
Практические работы: Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
IV четверть
Изделие из проволоки
Изделия: Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка).
Технические сведения: Стальная, алюминиевая медная проволока.
Практические работы: Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку.
Изделие из пластилина
Изделия: Геометрические тела; посуда; модели овощей и фруктов.
Технические сведения: Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и названия стеков.
Практические работы: Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов Всего часов Количество часов
теоретические практические
I ЧЕТВЕРТЬ (34 ч.)
Работа с бумагой и картоном
1 Аппликация 8 4 4
2 Объемные игрушки из картона и бумаги 16 4 12
3 Пакеты и конверты 10 4 6
II ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
Работа с бумагой и картоном
1 Коробки открытые 14 4 10
2 Елочные украшения 16 4 12
III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
Работа с тканью
1 Изготовление ткани 5 3 2
2 Салфетки-прихватки 9 3 6
3 Подушечка для игл 10 2 8
4 Ремонт одежды 8 2 6
5 Мягкие игрушки 8 2 6
IV ЧЕТВЕРТЬ (32 ч.)
1 Изделия из проволоки 8 2 6
2 Изделия из пластилина 24 3 21
ИТОГО: 136 ч. 37 99
Календарно-тематическое планирование

№ п\пНаименование разделов и тем Часы
учебного
времени Дата Корректировка
план факт I ЧЕТВЕРТЬ (34 ч.)
Работа с бумагой и картоном
Аппликация (8 ч.)
1 Инструменты и материалы, используемые при работе с бумагой и картоном. 2 04.09.15. 04.09.15. 2 Геометрические фигуры: правила разметки и вырезания. 2 08.09.15.
08.09.15. 3 П.р. Выполнение аппликаций из геометрических фигур. 4 11.09(2)
15.09(2) Объемные игрушки из картона и бумаги (16 ч.)
1 Краткие сведения об изготовлении бумаги. 2 18.09.15.
18.09.15. 2 Назначение предметов, подлежащих моделированию из бумаги и картона. 2 22.09.15.
22.09.15. 3 П.р. Выполнение моделей парашюта, планера, комнаты. 4 25.09(2)
29.09(2) 4 П.р. Заготовка основных частей парашюта, планера, комнаты. 2 02.10.15.
02.10.15. 5 П.р. Украшение выполненных моделей раскрашиванием и рисованием. 4 06.10(2)
09.10(2) 6 П.р. Изготовление пространственного угла. 2 13.10.15.
13.10.15. Пакеты и конверты (10 ч.)
1 Назначение конвертов и пакетов. 2 16.10.15.
16.10.15. 2 Виды и свойства бумаги для пакетов и конвертов. 1 20.10.15.
3 Фальцовка бумаги, гладилка, переплетный нож. 1 20.10.15.
4 П.р. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. 6 23.10(2)
27.10(2)
30.10(2) II ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)
Работа с бумагой и картоном
Коробки открытые (14 ч.)
1 Сведения о получении и свойствах картона. 2 10.11.15.
10.11.15. 2 Правила разметки заготовок коробок разной формы. 2 13.11.15.
13.11.15. 3 П.р. Раскрой коробок по разметке. 2 17.11.15.
17.11.15. 4 П.р. Оклейка коробок бумагой. 4 20.11(2)
24.11(2) 5 П.р. Украшение коробок элементами орнамента. 4 27.11(2)
01.12(2) Елочные украшения (16 ч.)
1 Виды бумаги для елочных игрушек и украшений. 2 04.12.15.
04.12.15. 2 Контроль и учет выполненной работы при пооперационном разделении труда. 2 08.12.15.
08.12.15. 3 П.р. Разметка заготовок елочных игрушек и украшений. 4 11.12(2)
15.12(2)
4 П.р. Сборка и склеивание деталей изделия. 8 18.12(2)
22.12(2)
25.12(2)
29.12(2) III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)
Работа с тканью
Изготовление ткани (5 ч.)
1 Краткие сведения о получении нитей и тканей. 1 12.01.16. 2 Ознакомление с видами переплетений. 1 12.01.16.
3 Устройство ножниц и правила безопасной работы с ними. 1 15.01.16.
4 П.р. Выполнение полотняного переплетения. 2 15.01.16. 19.01.16. Салфетки-прихватки (9 ч.)
1 Инструменты, приспособления и материалы для выполнения швейных работ. 1 19.01.16. 2 Швейная игла. Ее назначение и устройство. 1 22.01.16. 3 Правила безопасной работы при ручном шитье. 1 22.01.16.
4 П.р. Виды украшающих ручных стежков. 2 26.01.16. 26.01.16. 5 П.р. Обработка салфетки-прихватки украшающими стежками. 4 29.01(2) 02.02(2) Подушечка для игл (10 ч.)
1 Понятие о тканях, стежках и строчках. 1 05.02.16.
2 П.р. Выполнение тамбурных, крестообразных и стачных стежков на образцах. 4
05.02(1) 09.02(2) 12.02(1) 3 Планирование обработки подушечки для игл. 1 12.02.16.
4 П.р. Обработка подушечки для игл. 4 16.02(2)
19.02(2) Ремонт одежды (8 ч.)
1 Виды ремонта.
2 26.02.16.
26.02.16. 2 П.р. Виды пуговиц, нитки и способы их пришивания. 2 01.03.16.
01.03.16. 3 П.р. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом. 2 04.03.16.
04.03.16. 4 П.р. Изготовление и пришивание вешалки. 2 11.03.16.
11.03.16. Мягкие игрушки (8 ч.)
1 Анализ форм игрушек и материалы, используемые для их изготовления. 2 15.03.16.
15.03.16. 2 П.р. Изготовление мягких игрушек по готовому крою. 6 18.03(2)
22.03(2)
25.03(2) IV ЧЕТВЕРТЬ (32 ч.)
Изделия из проволоки (8 ч.)
1 Виды проволоки, ее применение и различия свойств. 2 05.04.16.
05.04.16. 2 П.р. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. 6 08.04(2)
12.04(2)
15.04(2) Изделия из пластилина (24 ч.)
1 Правила подготовки рабочего места и материалов. 1 19.04.16. 2 Свойства и цвета пластилина. 1 19.04.16. 3 Анализ рисунка или предложенного образца. 1 22.04.16. 4 П.р. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. 1 22.04.16.
5 П.р. Лепка моделей посуды.
6 26.04(2)
29.04(2)
03.05(2) 6 П.р. Лепка моделей овощей.
6 06.05(2)
10.05(2)
13.05(2) 7 П.р. Лепка моделей животных. 8 17.05(2) 20.05(2)
24.05(2)
27.05(2) ИТОГО: 136 ч. Требования к уровню подготовки обучающихсяДолжны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями.По окончании 4 классов учащиеся должны знать:
Измерительные инструменты. Виды и свойства бумаги. Свойства простейших геометрических фигур. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Виды переплетений нитей в ткани.
Должны уметь:
- рационально организовать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Ожидаемые результаты:
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Формы и средства контроля
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Учебно-методические средства обучения.
№ Тип пособия Автор Наименование Издательство, год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учебник
Для учителя
Для учителя
Для учителя
Для учителя
Для учителя Г.Б Картушина,
Г.Г. Мозговая
К. Лубковска, И.ЗгрыховаВ.П.КузнецовГ.И.ПеревертеньО.С.МолотобароваГ.И.ПеревертеньТехнология
швейное дело
Сделаем это сами
Работа с бумагой и картоном
Самоделки из разных материалов
Кружок изготовления игрушек-сувениров
Самоделки из текстильных материалов Москва «Просвещение» 2015 год
Москва «Просвещение»
1983 год
Москва «Просвещение»
1985 год
Москва «Просвещение»
1983 год
Москва «Просвещение»
1985 год