Внеклассное мероприятие КВН С русским языком можно творить чудеса



ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ВСХОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В.ИСАКОВСКОГО» В Д.КЛЮЧИКИ
Угранского района Смоленской области
Внеклассное мероприятие по русскому языку:
КВН по русскому языку для 7-8 классов
"С русским языком можно творить чудеса" (Паустовский)

Филатова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Цели:
знакомить детей с богатством русского языка,
расширять словарный запас, прививать любовь к родному языку;
формировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету;
развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;
повышать интерес к учению;
воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживания.
Оборудование: призы; шары надувные четырех цветов (красного, жёлтого, зелёного, синего); карточки для конкурсов; дипломы.Мультимедийное сопровождение: презентация
Ход мероприятия.
Учитель:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом!
Ведущий: Здравствуйте! Начинаем познавательную и занимательную игру – КВН. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.
Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но какой он ещё, русский язык? На этот вопрос нам предстоит ответить, выполнив 1-е задание.
Учитель: У меня 2 набора букв из них надо составить по одному имени прилагательному. И тогда мы узнаем прилагательные, которые использовал в своём стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев.
(Великий Могучий)
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня мы будем много говорить о нашем русском языке.
Итак, мы начинаем КВН. Прошу команды до окончания музыкальной заставки выбрать капитанов. (Музыка)
Капитаны выйдите и выберите названия для своих команд. Баллы будут защитываться по итогам каждого конкурса, а потом подведем общий итог. Представляю Вам своих помощников…
Конкурс №1. «Визитка»
Ученик написал предложения и допустил ошибки. Исправьте их.
1 команда “БУКВЫ”
В лису жыл сторош захар. Его избушка стаяла в самой чяще. Зимой часто захар хадил на охоту с ружём.
2 команда “ЗВУКИ”
Дедушка падарил кате аквариум. Жывёт там розовая рыпка с пышным хвастом. Катя бросила червячька и пастучала по стиклу.
«Соберите пословицу»
Вручаю командам конверты со словами пословицы. Ваша задача – составить пословицу так, чтобы её можно было прочесть.
1команда “БУКВЫ”
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ.
2 команда “ЗВУКИ”
Не спеши языком, а спеши делом.
- Вот и познакомились мы с командами. Надо сказать, что они очень решительно заявили о себе.
Ведущий:
Внимание! Внимание!Ждёт вас новое испытание.Ох, и трудное предстоит вам задание!Скучающих сейчас быть не должно- Помните: “Один за всех, и все за одного!”
Конкурс №2. « Разминка». Одинаковые задания, а языковой материал разный. Каждая команда выставляет одного игрока. (Максимальный балл – 3)
«Письмена»
До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчленённые отрезки.
Вот отрывок из рукописи первой половины 15 века: « тоеосени князьсененъдмитриевичъсуздальскийприидесратьюкновъгородунижнему»
(в ту осень князь Семён Дмитриевич Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему).
Командам предлагается записать и прочитать текст.
Ведущий: Первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех была введена точка (с 80-х годов15 века),затем запятая(к концу первой четверти 16 века).Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века уже использовались такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой. К концу 18 века появились тире, кавычки и многоточие.
«Синтаксическая загадка».
Древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцов золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.
(Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую).
Конкурс № 4 «Составитель». (Составь слово, словосочетание) (Максимальный балл – 1)
Напишите 10 существительных из 3 букв с –ы- в середине.
(дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын и т.п.)
Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).
Команда “БУКВЫ”:
вестибюль (просторный), мозоль (болезненная), тюль (разноцветный),
Команда “ЗВУКИ”:
рояль (новый), вермишель (яичная),шампунь(ароматный)
Закончить строку, назвать автора, произведение.
а) Скажи–ка, дядя, ведь недаром… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
б) Играют волны, ветер свищет… (М.Ю. Лермонтов « Парус»)
в) Волк ночью, думая залезть в овчарню… (И. Крылов «Волк на псарне»)
г) Ты слушать исповедь мою… (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Конкурс № 5 . «Гонка за лидером или дальше, дальше, дальше» (Максимальный балл – 1)
Вопросы для команды “БУКВЫ”: 1. Сколько звуков в слове лью? (три)
2. Антоним к слову высокий (низкий)
3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (слон)
4. Прилагательное с корнем мороз (морозный)
5. Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)
6. Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)
7. Часть слова без окончания. ( основа).
8. Проверочное слово к слову кормушка (корм)
9. Слово не воробей … (вылетит – не поймёшь).
Вопросы для команды “ЗВУКИ”: 1. Сколько звуков в слове ель? (три)
2. Синоним к слову отважный (храбрый)
3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)
4. Прилагательное со словом дом (домашний)
5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)
6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)
7. Проверочное слово к слову трава (травы)
8. Не спеши языком,… (спеши делом)
9. Слово с приставкой под-…
Конкурс № 6 . «Конкурс капитанов».
Загадка – анаграмма.
Нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Определить род и число.
Сосна – насос, карп – парк,
куст – стук, деталь – дельта,
кайма – майка. корма – комар.
«Замени одним словом.»
Рукой подать – близко В час по чайной ложке – медленно
Во весь дух – быстро Морочить голову – обманывать
Засучив рукава – старательно Зарубить на носу – запомнить
Обвести вокруг пальца – обмануть Яблоку негде упасть – тесно
«Устаревшие слова»
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.
1 Око – глаз
2 Чело – лоб
3 Выя – шея
4 Чрево – живот
5 Перст – палец
6 Вежды – веки
7 Ланиты – щеки
8Уста – губы
9 Длань – ладонь
10 Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
11 Рыло – нос
12 Пясть – ладонь с пальцами
Учитель:
Закончен КВН.…
Пришла пора итоги подвести:Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.
Вердикт:……..
Вручение дипломов капитанам команд, всем – шары.
Ведущий:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свидания,
До счастливых новых встреч!