Конспект урока музыке 3 класс тема Древнейшая песнь материнства

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства!»
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 73» г. Миасс Филиппова Ольга Васильевна
Цели урока:
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
Осознать единство темы.
Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

I Организационный момент.
У.:- Я постараюсь, чтобы сегодняшний урок музыки стал для вас интересным.
Но о чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.
Введение в тему урока
(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)
У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?
Ответы детей:
У.: Почему? О ком ролик?
Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.
У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?
Д.: (выводы детей)
У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери,
Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности. (Слайд 2)
Актуализация темы урока
«Древнейшая песнь материнства» вот тема нашего урока сегодня.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)
(Звучит православная молитва) Рахманинов Молитва
У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом
У - А где обычно звучат молитвы?

У - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то, которое больше подходит к молитве: (Работа в группах)
Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства
1). Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
(А.С. Пушкин)
2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,
В молельню тихую земля превращена;
Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!
(Владимир Бенедиктов)
3). «Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха
( Афанасий Фет)
(Слайд 3)
У.: - “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
- Давайте послушаем молитву “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку, всмотритесь в картину, на экране «Сикстинская Мадонна » Рафаэля Санти) Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти (Слайд 4)
У.: - Слушая молитву, перед глазами у вас была картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
IV Беседа по картинам
Картину Рафаэля Сикстинская мадонна от иконы Васнецова «Богоматерь
с младенцем» отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?
(Слайд 7)
У.: Кто изображен на картинах?
У - Откуда явилась Мария?
У: - Куда направляет стопы?
У.: - Куда устремила взгляд?
У.:- Какие краски на холстах художников?
У.: - Какого цвета больше?
У.: Где происходит действие?
У.: - Перед кем стоит Дева Мария?
У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?
Д.: -
У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери.
(Слайд 7 изображение из Библии)
Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история
(Читаю текст из библии)
Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.
Однажды, читая священное писание перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:
Он сказал ей:
Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.
Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу? Дева Мария молчала и ждала...
«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна Ты между жёнами», - этот же, только несколько измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.
Слушание «Богородице, Дево, радуйся»
- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.
У.: - Что вы почувствовали?
У.: - Опишите эту музыку? Какая она?
У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?
У.: - Чем?
Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)
У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?
Повторное слушание фрагментов молитв.
Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.
У.: Кто-нибудь знает почему?
Д.: -
У.: - Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.
Динамическая пауза.
У.: - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе. (Слайд 8-10)
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы (Слайд 11)

Работа по учебникуучебник стр.44
Посмотрите на изображение простое ли это изображение ?
Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?
У.: - Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»
Посмотрите видео об этой иконе и скажите, почему же она так близка нашему народу, обратите внимание на музыкальное сопровождение.
(Слайд 12)
Беседа
У.: О чем молятся этой иконе?
Д.:
Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:
«Странная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом....
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)
У.: -Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению автора?
Д.: -
У.: - Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.
У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?
Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)
У.: Кто-то заметил название этой молитвы?
(Слайд 13-14)
Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.
Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение поэта М.Волошина, на стр 45 учебника, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.
Не на троне – на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требуетНемею –
Нет ни сил, ни слов на языке
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максим Волошин
У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?
Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы,
Развитие вокально-хоровых навыков.
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло И сегодня мы празднуем день матери.
- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
Дома вы доучивали слова песни «Мамина улыбка». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей МАМЕ.
Исполнение песни «Мамина улыбка».
(Слайд 13)
У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?
Д.: -
У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
Итог урока

У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.
Рефлексия.
У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?
Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)
У.: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).
Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!

15